Данный профиль посвящен различным вопросам по государственному и муниципальному управлению
Предложен проект нового механизма осуществления федерального государственного регулирования (надзора) в сфере обработки персональных данных...Предложен проект нового механизма осуществления федерального государственного регулирования (надзора) в сфере обработки персональных данных.
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется Роскомнадзором.
При осуществлении контроля (надзора) поднадзорные объекты относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): значительный риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск.
Устанавливается периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска.
Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий: документарная проверка; выездная проверка; наблюдение за соблюдением обязательных требований.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Предлагается признать утратившим силу Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 N 146, регулирующее аналогичные правоотношения.
Паспорт проекта размещен на сайте regulation.gov.ru.
Показать больше
Актуальные вопросы координации социально-экономического развития муниципальных образований в рамках агломераций в Совете Федерации
В Совете...Актуальные вопросы координации социально-экономического развития муниципальных образований в рамках агломераций в Совете Федерации
В Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Актуальные вопросы координации социально-экономического развития муниципальных образований в рамках агломераций». Мероприятие провел в режиме видеоконференцсвязи первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.
Сенатор отметил, что эта тематика является предметом особого интереса для профильного Комитета СФ. Совместно с Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления при Комитете СФ в декабре 2020 г. была создана рабочая группа по выработке предложений по социально-экономическому развитию муниципальных образований в рамках агломераций.
Андрей Шевченко напомнил, что в Стратегии пространственного развития РФ крупные и крупнейшие городские агломерации определены как важнейший инструмент решения задач пространственного развития страны. «Нужны активные меры по развитию отечественной промышленности, созданию новых производств и повышению уровня комфортности среды проживания. Эти меры позволят решить проблему чрезмерной депопуляции многих территорий и крайне важную задачу сокращения межрегиональной дифференциации в уровне социально-экономического развития и качестве жизни граждан», — сказал сенатор.
Поэтому, считает он, важно уделить особое внимание развитию не только крупных и крупнейших, но и средних (менее 500 тыс. человек, но более 250 тыс.), и малых агломераций, насчитывающих менее 250 тыс., но более 100 тыс. человек.
По словам парламентария, также необходимо уделить внимание реализации положения Конституции РФ, согласно которому органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
«Совершенствование нормативных актов в этом направлении будет способствовать развитию эффективного сотрудничества, кооперации муниципальных образований, в целях решения общих задач социально-экономического развития территорий», — подчеркнул Андрей Шевченко.
Заместитель Министра экономического развития РФ Сергей Галкин в своем выступлении отметил, что расширение географии и увеличение центров экономического роста – одно из приоритетных направлений, определенных в Стратегии пространственного развития РФ. «Ключевым элементом в решении этой задачи являются городские агломерации. Для развития агломераций требуется, в том числе, совершенствование механизмов межмуниципального сотрудничества и повышение координации органов местного самоуправления», — сказал он.
Директор Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции РФ Юлия Манахова сообщила, что вопросы развития агломераций включают в себя синхронизацию полномочий органов власти по решению вопросов местного значения, формирование оптимальных моделей управления агломерациями с учетом требований законодательства, направленных на сохранение самостоятельности органов местного самоуправления в системе публичной власти.
В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий, член Комитета СФ Александр Савин, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, научных и образовательных организаций, экспертного сообщества.
По итогам парламентских слушаний будут приняты рекомендации Правительству РФ, Министерству экономического развития РФ, Министерству финансов РФ, Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, направленные на дальнейшее совершенствование координации социально-экономического развития муниципальных образований в рамках агломераций.
Показать больше
Устанавливается порядок определения сайтов в Интернете, на которых проводится конкурс на оказание муниципальных услуг в социальной сфере.
Определены...Устанавливается порядок определения сайтов в Интернете, на которых проводится конкурс на оказание муниципальных услуг в социальной сфере.
Определены требования к владельцам указанных сайтов и порядок их функционирования в части проведения конкурса.
Владельцами сайтов являются: Минфин России; орган государственной власти субъекта РФ; орган местного самоуправления; юридическое лицо, зарегистрированное в РФ. Владелец сайта, не являющийся Минфином России, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, по состоянию на 1 января каждого календарного года в период обеспечения проведения конкурса на сайте должен соответствовать установленным требованиям.
Также утверждены Правила, определяющие порядок информационного взаимодействия сайтов в сети Интернет, на которых обеспечиваются проведение конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, с созданными в соответствии с бюджетным законодательством государственными (муниципальными) информационными системами в сфере бюджетных правоотношений, включая порядок получения, размещения в автоматизированном режиме и использования на сайтах в сети Интернет, обеспечивающих проведение конкурса в рамках государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, информации и документов, содержащихся в государственных (муниципальных) информационных системах в сфере бюджетных правоотношений, а также предоставление в информационные системы содержащихся на сайтах информации и документов, в том числе состав и сроки обмена информацией.
Документ опубликован на официальном портале правовой информации www.pravo.gov.ru 12 мая 2021 года.
Показать больше
Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов
Минфин России опубликовал данные по исполнение расходов федерального бюджета на...Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов
Минфин России опубликовал данные по исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов.
По предварительным данным, исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов - по состоянию на 1 мая 2021 года - составило 631,4 млрд рублей или 27,2% от плановых бюджетных назначений.
Исполнение расходов в разрезе национальных проектов составляет:
«Демография» - 40,3%;
«Здравоохранение» - 44,4%;
«Образование» - 10,4%;
«Жилье и городская среда» - 31,0%;
«Экология» - 12,5%;
«Безопасные качественные дороги» - 19,8%;
«Производительность труда» - 29,9%;
«Наука и университеты» - 21,7%;
«Цифровая экономика Российской Федерации» - 8,7%;
«Культура» - 21,6%;
«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - 12,6%;
«Международная кооперация и экспорт» - 8,2%;
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть) – 14,7%.
Показать больше
С 1 июля 2021 года вводятся ограничения на замещение должностей в государственных органах и органах местного самоуправления
Федеральный закон от...С 1 июля 2021 года вводятся ограничения на замещение должностей в государственных органах и органах местного самоуправления
Федеральный закон от 30.04.2021 N 109-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
С 1 июля 2021 года вводятся ограничения на замещение должностей в государственных органах и органах местного самоуправления при наличии гражданства (подданства) иностранного государства либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание на его территории Определено, что лица, не имеющие российского гражданства, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.
Работники государственных органов или органов местного самоуправления, которые не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство на его территории, обязаны сообщить работодателю об этом в течение десяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона указанные лица могут продолжить работу на замещаемых ими должностях при условии представления работодателю документов, подтверждающих их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства. По истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и при непредставлении указанных документов, трудовые договоры с работниками государственных органов или органов местного самоуправления, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 Трудового кодекса РФ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Документ опубликован на официальном портале правовой информации
www.pravo.gov.ru
30 апреля 2021 года
Показать больше
Сегодня поговорим о стратегии развития муниципального образования
Специфика муниципальной службы в Российской Федерации.
Несение муниципальной службы в РФ – это, прежде всего, деятельность, субъектами которой...Специфика муниципальной службы в Российской Федерации.
Несение муниципальной службы в РФ – это, прежде всего, деятельность, субъектами которой выступают граждане. В данном виде службы предусмотрено заключение трудового договора. Относительно правового регулирования данной деятельности, следует отметить, что основой здесь выступает ФЗ № 25-ФЗ от 02.03.2007 г.
Несмотря на множество подходов к рассматриваемому нами понятию, нам представляется наиболее точным и верным названное выше определение. Рассматриваемый нами вид службы характерен только для органов местного самоуправления (далее – МСУ), помимо этого, служащие исполняют ряд обязанностей в аппаратах органов МСУ.
Обратим внимание, что органы МСУ имеют в штате лиц, которые технически обеспечивают деятельность данных органов, но служащими не являются.
Муниципальная служба строится на определенных принципах. Перечислим их далее:
- права и свободы личности – превыше всего;
- равенство в доступе к службе, равные условия ее прохождения;
- служащие должны быть компетентны и профессиональны;
- принцип стабильности;
- открытость;
- взаимодействие;
- требования к несению муниципальной службы должны быть едиными, но также следует учитывать исторические традиции и местные обычаи;
- проходящие данную службу должны быть обеспечены правовой и социальной защитой, но наряду с этим – нести ответственность, если не исполняют возложенные на них обязанности;
- принцип внепартийности.
Муниципальная служба тесно взаимосвязана с государственной, что проявляется в следующем:
1) унифицированные квалификационные требования;
2) учет стажа при взаимном исчислении: так, например, если гражданин ранее проходил государственную службу, а теперь направлен на прохождение муниципальной, то стаж будет учтен;
3) примерно равная оплата труда и пакет социальных гарантий.
Существует несколько категорий: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности. Они утверждаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Кто же может претендовать на данные должности? Закон устанавливает требования к образованию, стажу, наличию определенных профессиональных знаний и компетенций. Но ст. 16 ранее названного ФЗ содержит также иные, обязательные условия для поступления на службу: совершеннолетний возраст, гражданин должен владеть русским языком, соответствие квалификации. Важно, чтобы у лица, принимаемого на службу, не было препятствий для этого: например, обязательно отсутствие судимости.
За несение муниципальной службы гражданин получает денежное содержание, выплата которого производится из местного бюджета. Представляет интерес, на наш взгляд, одна особенность:
ранее в статье указывалось на наличие гражданства у лица, претендующего на данную должность (предполагалось, что должно быть российское гражданство). Но закон допускает ситуации, когда на муниципальной службе может находиться и иностранный гражданин. Но допускается это лишь тогда, когда РФ - участник международного договора, где закреплено данное право.
Как же происходит поступление гражданина на данную службу? Оно осуществляется путем назначения (особенности регламентированы ФЗ). Предварительно с кандидатом заключается трудовой договор, до момента его заключения может проводиться конкурс.
Для того, чтобы определить соответствие служащего должности, с периодичностью раз в 3 года служащих аттестовывают.
Но как же закон закрепляет ответственность служащего? Здесь все зависит от тяжести совершенного проступка. Так, если служащий совершил дисциплинарный проступок, и была установлена его вина, то здесь наступает дисциплинарная ответственность в виде замечания, выговора, увольнения со службы. Здесь мы видим, насколько тесно связана рассматриваемая нами служба с трудовым законодательством.
Отметим, однако, интересную тенденцию: очень часто муниципальными служащими считают учителей, воспитателей, врачей. Тем не менее, данные должности нельзя назвать муниципальной службой, так как названные организации – не органы МСУ.
Относительно ограничений, препятствующих поступлению на службу, следует сослаться на ст. 13 названного ранее ФЗ. Так, например, не может быть служащим недееспособное (ограниченное в дееспособности) лицо, осужденные, и др.
Говоря о перспективах и направлениях, по которым может развиваться муниципальная служба в России, следует отметить, что в ней сохранены глубокие традиции на протяжении всей ее деятельности. Но тем не менее, отмечается некоторая противоречивость тенденций развития данной службы в РФ. В чем же это проявляется?
Ярким примером выступает нынешнее законодательство: судя по некоторым аспектам, сфера рассматриваемой нами службы значительно расширилась и продолжает расти. Однако наряду с этим, мы постоянно сталкиваемся с предложениями по сокращению числа государственных служащих.
По мнению экспертов, отечественная система государственной службы имеет множество серьезных недостатков управленческого характера. Одними из острейших проблем современной России являются: бюрократия, которая приводит к отклонениям в служебных взаимоотношениях, затрагивая непосредственно выполнение обязанностей служащими; а также – коррумпированность. Подавляющее большинство граждан твердо уверены в том, что власть действует исключительно в собственных интересах, забывая о народе. Это касается всех ее уровней, в том числе – местного.
На наш взгляд, одна из острейших проблем на сегодня заключается в ненадлежащем законодательном регулировании вопросов, касающихся системы управления государственной службой.
В качестве рекомендаций для решения имеющихся проблем, экспертами предлагается проведение ряда мероприятий по реформированию рассматриваемой отрасли. Выделим некоторые, наиболее значимые из них:
- подготавливать и совершенствовать уже имеющиеся законы, касающиеся данной системы: особенно в сфере политики кадров. Было бы эффективным, если в состав кадровых органов входили аналитические службы (это позволяло бы более тщательно отбирать кандидатов на
должности). Кроме того, считаем необходимым создавать комиссии, занимающиеся вопросами отбора кадров, а также их аттестации;
- необходимо регулярно обновлять существующие кадры: привлекая специалистов из бизнеса, производства, науки. Кроме того, важно проводить перестановку кадров путем перемещения лиц из регионов в центр и наоборот;
- привести в порядок систему поощрения, качественно организовав различные стимулы для сотрудников: как материального, так и морального характера, с целью удержания кадров, а также привлечения новых;
- коренным образом изменить подготовку кадров-управленцев;
- вывести из состава госслужащих различные службы – по техническому обеспечению и др., таким образом, сократив штат. Их можно перевести на хозрасчет, сохранив некоторые элементы конкурса;
- унифицировать критерии, по которым проводится аттестация для всех служащих;
- решения, принимаемые об увольнении служащих, об их повышении, о создании специальных комиссий (по служебной этике, апелляционной), должны быть открыты для всех. Таким образом, обеспечивается прозрачность деятельности служащих.
Кроме вышеперечисленного, полагаем, что необходимо создать специальный орган на федеральном уровне, который имел бы соответствующие полномочия по контролю за муниципальной службой. Это стало бы значительным вкладом в повышение эффективности ее работы.
В заключение отметим, что рассмотренный нами вид службы – это сложный правовой институт, который имеет ряд отличительных особенностей в сравнении с другими видами деятельности. Эти особенности обусловлены тем, что данная служба имеет публичный характер, что способствовало установлению особых требований к кандидатам на должность муниципального служащего. Но также нельзя игнорировать имеющиеся проблемы, которые требует скорейшего и качественного решения (о них говорилось выше). Но также сюда следует добавить и отсутствие мотивации к службе, особенно у лиц молодого возраста. Часто, окончив учебные заведения, молодые люди (особенно те, кто обучался соответствующей специальности), предпочитают трудоустройство в иные, более оплачиваемые сферы, поскольку не видят для себя каких-либо интересных перспектив. Служба предполагает довольно медленный карьерный рост, а низшие должности оплачиваются крайне мало. Естественно, что в наше время для большинства молодых граждан в приоритете высокий доход, нежели «почетная должность и уважение».
Показать больше
К вопросу о структуре механизма муниципального управления в ЖКХ
Сегодня жилищное и коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой...К вопросу о структуре механизма муниципального управления в ЖКХ
Сегодня жилищное и коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Совершенствование социально-экономических отношений на уровне муниципальных образований требует исследования теоретических и практических основ реформирования ЖКХ, выявления особенностей системы управления данной сферой в процессе деятельности многопрофильных предприятий, разработки стратегии и тактики управления с целью повышения эффективности и качества обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами. Реформирование жилищно-коммунальной сферы во многом зависит от степени организации управленческого воздействия со стороны институтов местного самоуправления. Для формирования эффективной системы управления и развития сектора жилищно-коммунальных услуг необходимо решение методологических вопросов о структуре механизма управления в ЖКХ.
Предметом рассмотрения данной статьи является формирующаяся структура современного механизма управленческого воздействия на жилищно-коммунальную сферу на муниципальном уровне. Объектом механизма управления выступает жилищно-коммунальная сфера российской экономики, имеющая муниципальную характеристику.
Прежде чем определить структуру механизма управления, необходимо рассмотреть трактовку данной категории в современной экономической науке. Современное наполнение категориальной сущности «механизма управления» весьма широко и многогранно, а также имеет разностороннюю направленность. В классическом теоретическом представлении механизм управления рассматривается как:
некое управленческое воздействие: «Механизм управления есть организация воздействий, направленных на достижение целей»;
действие субъектов управления: например, Е.Вершигора говорит, что: «…механизм управления есть совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей»;
субъектно-объектные взаимосвязи: по мнению О.Лебедева и А.Каньковской: «…механизм управления характеризует многообразие связей субъектно-объектных отношений управления»;
совокупность действий и методов воздействия: с точки зрения Р.Дафта, «…механизм управления представляет собой совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей с целью побуждения их к достижению организационных целей».
С нашей точки зрения, механизм управления нужно рассматривать как систему управленческого воздействия на экономические отношения между субъектами управления, ведущими целенаправленную деятельность по управлению организацией на основе различных методов. Система управления эффективна только в том случае, когда механизм управления имеет строго отлаженную методологическую структуру. Подчеркивая эту мысль, согласимся с мнением В.Веснина, что «…управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие».
Одна из важнейших проблем современного этапа реформирования экономики в муниципальных образованиях состоит в радикальном изменении механизмов управления развитием муниципального жилищно-коммунального хозяйства как системы, обеспечивающей жизнедеятельность населения. Процессы реформирования жилищно-коммунального комплекса РФ показывают, что успешность проведения преобразований во многом зависит от полноценной системы управления, гармонизирующей интересы всех ее участников. Основная задача муниципального управления формирование механизма управления в ЖКХ, позволяющего эффективно функционировать в постоянно меняющихся условиях в рыночных условиях.
Система управления ЖКХ представляет собой единый механизм, каждый элемент которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других элементов (рис.1.).
К структуре механизма управления в ЖКХ на муниципальном уровне можно отнести:
формирование эффективных взаимосвязей в сфере ЖКХ между субъектами и объектами на уровне муниципалитета, а также понимание сущности экономических отношений участников в сфере ЖКХ сквозь призму взаимодействия и реализации экономических потребностей и интересов человека;
определение принципов муниципального управления ЖКХ. К ним относят: принцип инициативы и самостоятельности; административной централизации; структурности и взаимосвязи; приоритетных задач и направлений; инвестиционной привлекательности; равной социальной защиты и справедливости; взаимного доверия и ответственности; инновации и модернизации; научности;
определение специфики муниципального управления ЖКХ, базирующегося на количественных и качественных показателях;
определение особенностей муниципального управления ЖКХ, которые формируются под воздействием факторов как эндогенного, так и экзогенного характера;
определение методов муниципального управления ЖКХ. Общие: административно-распорядительные, экономические, социально-психологические, инновационные. Частные;
формирование функции муниципального управления ЖКХ. Общие функции можно представить как: планирование, организация, мотивации координация и контроль. К частным функциям можно отнести непосредственное согласованное управление конкретным предприятием, группой предприятий однородной направленности. Специфику частных функций определяет набор факторов: экономические, производственные, социальные, географические, демографические, экологические.
формирование задач механизма муниципального управления ЖКХ. Общими из них являются: формирование стратегии и тактики управления объектами ЖКХ муниципалитета; внедрение новых форм и методов хозяйствования, совершенствование организации управления; развитие конкурентных отношений; управление обеспечением надлежащего состояния предприятий ЖКХ и эффективным предоставлением необходимого уровня и качества услуг населению; решение вопросов муниципального благоустройства и дорожного строительства; осуществление, в соответствии с законодательством, контроля над деятельностью системы ЖКХ муниципального образования.
Механизм управления — это проводник любых управленческих решений. От него всецело зависит результат экономического поведения конкретного человека, группы людей, организации, общества. Реформа такой сложной системы, как ЖКХ, не может быть успешно осуществлена без кардинальных изменений в системе управления жилищным фондом и его инфраструктурой. Механизм управления в ЖКХ во многом зависит от усиления роли местного самоуправления и широком вовлечении населения в процесс принятия решений.
Литература: Кузнецов Игорь Анатольевич
К вопросу о структуре механизма муниципального управления в ЖКХ// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (9). Номер статьи: 907. Дата публикации: 25.03.2007.
Показать больше
Опубликован комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Юридическим...Опубликован комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Юридическим издательством «НОРМА», занимающим одно из ведущих мест в стране по выпуску юридической литературы, выпущено из печати третье издание (переработанное и дополненное) Комментария к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», под редакцией доктора юридических наук, академика РАЕН И.В.Бабичева и доктора юридических наук, профессора Е.С.Шугриной, (первое издание вышло в 2010, второе – в 2015 году). Среди авторов Комментария – ведущие специалисты страны в сфере муниципального права и местного самоуправления, причем коллектив авторов сохраняет свое постоянство.
За период после выхода предыдущего, второго издания Комментария прошло более пяти лет. За это время в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены значительные, как по объему, так и по содержанию, изменения 62-мя Федеральными законами.
Актуальности и важности новому изданию Комментария добавило и то обстоятельство, что 4 июля 2020 года вступили в силу обновленные нормы Конституции Российской Федерации, касающиеся, в том числе, местного самоуправления и муниципального строительства. Некоторые из поправок, внесенных в статьи 131, 132 и 133 главы 8, посвященной местному самоуправлению, фиксируют уже сложившуюся законодательную практику и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, некоторые же содержат правовые новеллы, которые потребовали от авторов Комментария анализа и осмысления, в том числе в части разграничения полномочий между уровнями публичной власти.
Основная новелла здесь – это, конечно же, фиксация в Конституции положения о единстве публичной власти: «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории» (часть 3 статьи 132).
В обновленном Комментарии делается особый акцент на данное положение, но при этом с оговоркой, что с теоритической точки зрения о единстве публичной власти в Российской Федерации, состоящей из государственной власти с ее двумя уровнями – федеральным и региональным – и муниципальной власти, и о том, что местное самоуправление есть наиболее приближенный к населению территориальный уровень публичной власти, сказано уже давно и неоднократно не только в трудах видных ученных, но и во многих постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации, первое из которых датируется 1995 годом, а применительно к местному самоуправлению – 1997 годом (Постановление КС РФ по т.н. «удмуртскому делу»).
Главный плюс данной новеллы видится авторам Комментария в однозначном, конституционно установленном выстраивании вертикали публичной власти, что, как представляется, дает возможность для более точного распределения полномочий в соответствии с принципом субсидиарности. Одновременно этой новеллой более определенно и уже на конституционном уровне легализуется публично-властный характер местного самоуправления.
В то же время остается действующей и статья 12 Конституции, гласящая, что «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Эти соотношения – единство публичной власти, с одной стороны, и известная автономность муниципальной власти, с другой, явились предметом особого внимания авторов Комментария. Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности муниципалитетов, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения
баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, – с другой.
Как отметил председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления А.Н.Диденко в предисловии к обновленной редакции Комментария, «по итогам одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации… предстоит серьезная и кропотливая работа по корректировке достаточно большого массива действующего законодательства в сфере местного самоуправления и смежных отраслей права. Речь прежде всего идет об организации и функционировании единой системы публичной власти, об осуществлении взаимодействия всех уровней власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».
Президент В.В.Путин 30 января 2020 года по итогам прошедшего заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации дал поручение о подготовке к 1 октября 2021 года проекта Основ государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года.
Данное поручение предполагает определить, каковы должны быть основные направления развития местного самоуправления в стране в среднесрочной перспективе, какими могут быть формы и методы его государственной поддержки.
Иными словами, необходимо ответить на вопросы:
- насколько применим и востребован в современных условиях накопленный за последние годы российский опыт организации и осуществления местного самоуправления, не утрачиваются ли сегодня сущностные особенности этого опыта?
- как определить модель современного местного самоуправления в стране с учетом сложившихся государственных и общественных отношений?
- получит ли муниципальное строительство необходимую поддержку граждан, приобретет ли местное самоуправление в сознании людей доверие и созидательную силу?
- насколько демократична, успешна и современна государственная муниципальная политика в России, насколько она способствует развитию местных сообществ и территорий проживания, в какой степени и в каком направлении необходимо ее корректировать и развивать?
- насколько сегодня интегрированы институты гражданского солидарного общества, прежде всего в лице территориальных и функциональных организованных местных сообществ, в процесс построения единой системы народовластия, и насколько существенна и востребована их роль в принятии управленческих решений?
Показать больше
Состоялось дискуссионное заседание, посвященное организации работы с обращениями граждан в современных условиях.
Заместитель председателя Комитета СФ по Регламенту и организации...Состоялось дискуссионное заседание, посвященное организации работы с обращениями граждан в современных условиях.
Заместитель председателя Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Мамедов принял участие в дискуссионной сессии по вопросам организации работы с обращениями граждан в современны условиях.
Мероприятие в формате «круглого стола» состоялось в рамках деловой программы XIII Международного салона «Комплексная безопасность-2021».
В своем выступлении сенатор рассказал о законодательном обеспечении эффективного механизма реализации права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления. Это, по его словам, является важным средством осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, одной из форм их участия в управлении делами государства и в местном самоуправлении, инструментом взаимодействия граждан и публичной власти.
В настоящее время продолжается совершенствование правового регулирования работы с обращениями граждан, отметил парламентарий. Он добавил, что для оптимизации обработки, так называемых «веерных» и «массовых» рассылок, создающих нагрузку на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и приводящих к дополнительным бюджетным затратам, подготовлен соответствующий законопроект. В документе закреплено, что в случае направления письменного обращения в адрес нескольких органов или должностных лиц, в компетенцию которых не входит решение поставленных в обращении вопросов, органы или должностные лица имеют право не направлять это письменное обращение по компетенции. Но должны сообщить гражданину адресат, которому необходимо переслать обращение. Федеральным законом с учетом современных реалий закрепляется возможность направления обращений в электронной форме и устанавливаются особенности, связанные с их оформлением и рассмотрением.
По словам Сергея Мамедова, в связи с развитием процессов цифровизации в стране уделяется внимание расширению возможностей применения современных технических средств для оптимизации взаимодействия гражданина и органов публичной власти, в том числе при реализации конституционного права на обращение. «На сайте Совета Федерации внедрено программное обеспечение «Виртуальная приемная Совета Федерации», что позволило существенно сократить сроки регистрации и обработки электронных обращений граждан. Предусмотрена возможность просмотра сайта на различных устройствах – от смартфонов и планшетов до широкоформатных мониторов», — сообщил сенатор.
«Согласно статистике за 2020 г. общее количество поступивших в Совет Федерации обращений граждан составляет 57 тысяч. Из них 44 тысячи поступили через «Виртуальную приемную». Все заявления, жалобы и отклики рассмотрены, значительная часть предложений граждан учтена в законотворческой деятельности», – подчеркнул Сергей Мамедов.
«Сегодня целесообразна интеграция различных электронных ресурсов федерального и регионального уровня, а также органов местного самоуправления, созданных для работы с обращениями граждан. Единая система обратной связи органов государственной власти позволит повысить качество решения типовых задач, даст возможность обобщать и использовать успешный опыт решения проблем в различных субъектах Российской Федерации. Возможно, также и на базе госуслуг», — сказал Сергей Мамедов.
«Залог успеха – это внедрение лучших практик и постоянный обмен опытом. Мы готовы оказать поддержку на законодательном уровне по совершенствованию механизма работы с обращениями граждан и поделиться своим опытом в этой области. Убежден, такое сотрудничество, несомненно, будет способствовать улучшению качества работы с обращениями граждан», – добавил парламентарий.
В мероприятии приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Алексей Серко, Начальник Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций Михаил Михайловский, представители Министерства экономического развития РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Главной военной прокуратуры, общественных организаций.
Показать больше
В Госдуму внесен законопроект о возможности проведения собраний участников гражданско-правовых сообществ дистанционно
Проект Федерального закона N 1158774-7 "О внесении...В Госдуму внесен законопроект о возможности проведения собраний участников гражданско-правовых сообществ дистанционно
Проект Федерального закона N 1158774-7 "О внесении изменений в статью 181-2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
В Госдуму внесен законопроект о возможности проведения собраний участников гражданско-правовых сообществ дистанционно Речь идет о регулировании порядка проведения собраний любых гражданско-правовых сообществ, в том числе собраний участников (акционеров) хозяйственных товариществ и обществ, некоммерческих юридических лиц (ассоциаций, товариществ, кооперативов, общественных организаций и пр.), коллективов сособственников, собраний кредиторов в банкротстве.
Законопроект устанавливает, что члены гражданско-правового сообщества могут участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, и позволяющие ему участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Такие способы могут быть установлены законом, единогласным решением собрания или уставом юридического лица.
Принятие решения собрания подтверждается, в том числе таким протоколом, который составлен с помощью электронных либо иных технических средств. Уточняется перечень сведений, которые должны быть указаны в протоколе собрания.
Предусматривается, что законом, единогласным решением собрания участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица может быть предусмотрено совмещение голосования на очном собрании и заочного голосования.
В настоящее время ГК РФ предусматривает возможность принятия решения собрания посредством заочного голосования, в том числе голосования с помощью электронных или иных технических средств.
Полный пакет документов на сайте sozd.duma.gov.ru
Внесен в ГД 26.04.2021
Показать больше
Внесены изменения в некоторые законодательные акты в связи с введением нового вида муниципального образования - муниципального округа.
В связи с...Внесены изменения в некоторые законодательные акты в связи с введением нового вида муниципального образования - муниципального округа.
В связи с принятием Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены соответствующие поправки, в том числе в федеральные законы:
от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации";
от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и др.
Документ опубликован на официальном портале правовой информации
www.pravo.gov.ru
30 апреля 2021 года.
Показать больше
Сегодня мы предлагаем вам посмотреть видео про национальные проекты РФ
Восстановительные инвестиции в основной капитал как стратегический фактор экономического роста
Инвестиции предприятий в основной капитал уже давно являются предметом...Восстановительные инвестиции в основной капитал как стратегический фактор экономического роста
Инвестиции предприятий в основной капитал уже давно являются предметом как теоретических, так и эмпирических исследований.
В современных условиях в России большинство рынков в реальности неконкурентоспособны, поэтому фирмы на них с точки зрения экономической теории должны действовать стратегически, и это отражается в инвестиционных решениях – в стратегическом взаимодействии фирм инвестиции могут служить как инструментом такого взаимодействия, так и его результатом.
В классическом понимании инвестиции в основной капитал-это совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных фондов (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов и относятся к дополнительному капиталу организации, приобретению машин, оборудования, транспортных средств, затратам на формирование основного стада, выращивание многолетних насаждений и т.д.).
Х. Диксон рассматривает инвестиции как инструмент влияния фирмы на равновесие формирующегося рынка, но уделяет больше внимания возникающим в результате потерям общественного благосостояния. Х. Диксон утверждает, что даже если рынок продукции отрасли конкурентоспособен, но концентрация фирм в отрасли невелика, в равновесии, возникающем в результате стратегических инвестиций, цена продукции отрасли будет выше, чем если бы инвестиции не использовались, и возникающее в результате снижение объема производства отрасли приводит к потерям общественного благосостояния. Кроме того, дополнительная неэффективность производства возникает из-за интенсивного использования рабочей силы.
Р. Смит высказывает противоположную точку зрения, указывая, что для фирмы, пытающейся повлиять на рыночное равновесие с помощью стратегических инвестиций, отсутствие информации об инвестициях других фирм может сделать ее инвестиции убыточными, поэтому между фирмами, в которых будут участвовать стратегические инвестиции, начнется сложное и постепенное взаимодействие, и результат будет ближе к эффективному.
В условиях российской экономики теория восстановительных инвестиций становится наиболее актуальной, несмотря на то, что в большинстве инвестиционных теорий восстановительным инвестициям отводится очень скромное место – считается, что они пропорциональны объему оборотного капитала и отражают не экономические решения фирмы, а технологические потребности. Ротшильды показывают, что инвестиции в восстановление являются более сложным процессом и определяются не только технологической необходимостью, но и экономическими решениями фирмы, и поэтому зависят, в частности, от процентной ставки и налоговой системы.
М. Фельдштейн, М. Ротшильд вводят несколько концепций, связанных с инвестициями в восстановление: амортизация (определение), снижение эффективности производства (снижение производительности), снижение эффективности материалов (снижение затрат), амортизация (устаревание), вывод из эксплуатации (утилизация) и сами инвестиции в замену (инвестиции в замену).
По данным Института экономики переходного периода, авторы определяют износ как увеличение расхода материалов на единицу продукции, связанное со старением оборудования. Износ может принимать две различные формы: снижение эффективности производства, когда оборудование может производить все меньше и меньше продуктов из-за старения, и снижение эффективности материалов, когда оборудование способно производить одинаковое количество продуктов, но для этого потребляет больше материалов.
Амортизация - это снижение стоимости оборудования с течением времени. При отсутствии затрат на установку оборудования и неопределенности норма износа оборудования отражает норму его износа и норму морального износа (технологического устаревания).
Вывод из эксплуатации-это полный вывод оборудования из основного капитала компании. Оборудование считается вышедшим из строя, если, независимо от способа его использования, оно не может получить положительную квазикомпонентность. Отказ отражает устаревание, износ и ограниченную способность старого оборудования снижать трудозатраты.
Инвестиции в восстановление-это приобретение оборудования для поддержания производственных мощностей, которые были сокращены из-за снижения эффективности производства и вывода оборудования из эксплуатации. Таким образом, инвестиции в замену не эквивалентны амортизации, обесценению или выводу из эксплуатации.
Восстановительные инвестиции в основной капитал российского региона – Кировской области, как стратегический фактор ее экономического роста
Рассмотрим роль восстановительных инвестиций в основной капитал на примере Кировской области.
В целом инвестиции поддерживают экономический рост Кировской области. В структуре инвестиций в нефинансовые активы Кировской области в 2000-2005 годах преобладали инвестиции в основной капитал (более 99%25), объем которых увеличился почти в 3 раза (с 4059,0 млн рублей в 2000 году до 13548,2 млн рублей в 2005 году). в сфере экономической деятельности: производство и перераспределение электроэнергии, газа и воды (10,3%25), транспорт (13,2%25 в 2005 году), связь (7,5%25), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (13,5%25), операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг (10%25). Несмотря на быстрый рост инвестиций в основной капитал, регион значительно отстает от соседних регионов по объему инвестиций (рис. 1 и 2).
Основную часть инвестиций в основной капитал в регионе можно отнести к инвестициям в реконструкцию, направленным на технологическое перевооружение предприятий. Во многом это связано с износом основных фондов предприятий Кировской области, уровень которого в 2004 году составил в среднем 50,3%25 (что на 1,2%25 выше, чем в 2000 году), в промышленности-60,2%25, в лесном хозяйстве-65,4%25, на транспорте - 66,8%25 (табл.1).
Таблица 1-Износ основных фондов в отдельных отраслях экономики Кировской области, (в процентах)
В целом промышленность региона характеризуется высокой степенью морального и физического износа оборудования. Если физический износ оборудования является обратимым процессом и не препятствует притоку инвестиций в промышленность, то проблема высокого морального износа оборудования значительно сужает нишу возможного сотрудничества с высокотехнологичными компаниями в России и за рубежом-в последнее время все больше предприятий региона вынуждены отказываться от заказов из-за отсутствия необходимого оборудования и технологий.
В структуре износа основных фондов промышленных организаций наибольшая степень износа наблюдается на предприятиях электроэнергетики, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности.
Большая степень износа оборудования предприятий влияет как на эффективность работы предприятий, так и на возможность расширения ассортимента продукции за счет сотрудничества с промышленными компаниями, работающими в России, с целью поиска стратегических партнеров для развития российского рынка. Современные технологии промышленного производства в настоящее время имеют очень высокую стоимость, которую промышленные предприятия региона не смогут освоить самостоятельно.
Инвестиции в восстановление дают неоднозначный результат. Они выступают в качестве стратегического фактора экономического роста региона, поскольку не сразу дают ожидаемую отдачу при их реализации.
Рассмотрим влияние объема инвестиций в основной капитал на показатели гостиничного сектора экономики.
Промышленность занимает одно из первых мест по объему инвестиций в основной капитал (рис. 3). Естественно, ежегодный рост инвестиций приводит к увеличению объема промышленной продукции (рис. 4).
Но в то же время рост объема инвестиций в основной капитал отрасли дает противоположную тенденцию по уровню рентабельности в отрасли (рис.5), что снижает уровень инвестиционной привлекательности отрасли и тем самым создает неблагоприятную ситуацию для привлечения новых инвестиций в отрасль.
То же самое можно наблюдать и в сельском хозяйстве региона, которое также занимает одно из ведущих мест по объему инвестиций в основной капитал (рис. 6).
Положительная динамика инвестиций в основной капитал сельского хозяйства Кировской области не приводит к немедленному увеличению производства в хозяйствах всех категорий (рис. 7), наблюдается противоположная тенденция снижения объемов производства в сельском хозяйстве региона.
Эти примеры показывают неоднозначность результатов восстановительных инвестиций в основной капитал в регионе. С одной стороны, они способствуют незначительному экономическому росту, с другой стороны, снижают эффективность деятельности или вообще не оказывают на нее существенного влияния. Несомненно, инвестиции в восстановление могут быть фактором экономического роста, но только в том случае, если они стратегически ориентированы.
Кировская область не является исключением, и аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах России. В среднесрочной перспективе инвестиционные расходы в субъектах Российской Федерации должны быть направлены на реализацию стратегических целей развития страны, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2009 года, в котором определено, что наибольшие объемы инвестиций будут направлены на строительство, модернизация инфраструктуры и обновление основных фондов предприятий.
Поэтому, как отмечается в методических рекомендациях Минэкономразвития по формированию инвестиционных расходов на 2007-2009 годы, исходя из стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития российской экономики на среднесрочную перспективу и сохранения преемственности с инвестиционными направлениями в предыдущем году, приоритетными направлениями инвестиционных расходов на ближайшие годы являются::
модернизация и развитие стратегически важных для страны объектов инфраструктуры (транспорт, трубопровод, информационно-коммуникационная, энергетическая);
реконструкция и модернизация жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в целях создания условий для привлечения негосударственных инвестиций;
инвестиции в объекты социальной инфраструктуры федерального значения, включая науку, образование и здравоохранение, реконструкцию объектов культуры мирового и национального значения;
адресная поддержка стратегически важных инвестиционных программ и проектов в отраслях с высокой долей государственного участия, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, с точки зрения повышения конкурентоспособности экономики;
формирование и развитие технологической базы отраслей "новой экономики", прежде всего науки, которая должна обеспечить формирование системы поддержки инноваций в России, инновационное содержание экономического роста во всех отраслях экономики;
осуществление мероприятий по охране окружающей среды и создание безопасных условий для жизни;
инвестирование в инфраструктуру судебной системы с целью обеспечения условий для ее полной независимости и независимости.
Таким образом, на совокупном уровне физический объем капитала в отраслях российской экономики в последние годы имеет устойчивую положительную динамику, но осуществляемые инвестиции в основном направлены на восстановление его мощностей, а не на расширение производства. Поэтому восстановительные инвестиции в основной капитал следует воспринимать как стратегический фактор экономического роста инвестиционных субъектов.
Литература: Скопина Ирина Васильевна , Бакланова Юлия Олеговна , Скопин Алексей Олегович
Восстановительные инвестиции в основной капитал как стратегический фактор экономического роста// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (9). Номер статьи: 904. Дата публикации: 25.03.2007.
Показать больше
Оборотные средства и оборотные активы в современной экономике
В экономике оборотный капитал является одной из самых сложных экономических категорий. В течение длительного времени...Оборотные средства и оборотные активы в современной экономике
В экономике оборотный капитал является одной из самых сложных экономических категорий. В течение длительного времени выдвигались различные интерпретации этого понятия. Существует три наиболее распространенных определения оборотного капитала:
как стоимость товарно-материальных ценностей;
как стоимость оборотных активов и средств обращения;
как авансированная стоимость, функционирующая в форме оборотных производственных фондов и фондов обращения.
По своей сути оборотные средства, если исходить из их участия в обороте, не потребляются, не расходуются, не расходуются, а авансируются (направляются целевым образом). Источниками формирования оборотного капитала могут быть финансовые и кредитные ресурсы. Таким образом, оборотный капитал-это часть средств производства, которая полностью потребляется в течение производственного цикла и включается в состав оборотных активов.
В настоящее время преобладает стоимостная трактовка сущности оборотного капитала. Иными словами, от понимания оборотного капитала как совокупности материальных и денежных ценностей практически отказались; оборотный капитал получил статус только стоимостной категории.
Все источники, из которых формируется оборотный капитал, можно рассматривать как определенный фонд, который можно назвать фондом оборотных средств. Количественно "оборотный капитал" как часть активов и "фонд оборотных средств" как часть обязательств должны совпадать.
Оборотные производственные фонды обеспечивают непрерывность производственного процесса, а оборотные фонды обеспечивают реализацию продукции производства на рынке и получение средств, гарантирующих благополучие предприятия. Эта экономическая роль (назначение) оборотного капитала определяет его сущность, обеспечивающую бесперебойное функционирование производственного процесса и процесса обращения.
Таким образом, оборотный капитал рассматривается только как сумма денег, авансированных в оборотный капитал и фонды обращения, которые обеспечивают систематический и непрерывный процесс производства и реализации продукции. При этом оборотный капитал включает производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства, расходы будущих периодов, а оборотные средства включают готовую продукцию, дебиторскую задолженность и денежные средства.
Следует отметить, что в последнее время многие авторы (Стоянова Е. С. [1], Ковалев В. В. [2] и др.) стали очень свободно обращаться с устоявшейся терминологией. В частности, видимо, в целях упрощения они стали отождествлять оборотный капитал с оборотными активами.
Оборотные активы – термин, используемый в бухгалтерском учете, а Положение по бухгалтерскому учету 4/99 " Бухгалтерская отчетность организации "[3] определяется как наименование второго раздела актива баланса, то есть к оборотным активам относятся те активы, которые отражены в балансе во втором его разделе. В балансе оборотные активы включают:
1. Инвентаризация, которая включает в себя:
материальные ценности, используемые в конкретном виде деятельности в качестве объектов труда: сырье и материалы, комплектующие, запасные части, топливо;
продукция труда: готовая к реализации продукция, товары (на складах снабженческо-сбытовых, торгово-заготовительных и других торговых организаций), полуфабрикаты собственного производства, а также незавершенное производство (продукция, не прошедшая весь технологический цикл переработки: незавершенная продукция, не прошедшая испытания и техническую приемку, незавершенные работы);
средства труда, приносящие доход или используемые для иных целей менее 12 месяцев, а также основные средства стоимостью менее 20 000 рублей.
2. Денежные средства, к которым относятся денежные средства в кассе предприятия, на расчетном счете и других банковских счетах, в том числе на валютном счете (наличные деньги, наличные деньги).
3. Дебиторская задолженность, которая формируется в виде денежной задолженности перед предприятием за продукцию, товары (выполненные работы, оказанные услуги), отпускаемые покупателям и заказчикам на условиях и по стоимости, предусмотренных хозяйственным договором, до момента их оплаты.
4. Краткосрочные финансовые вложения-вложения предприятия в краткосрочные ликвидные ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты), приобретенные для получения дохода на срок не более одного года, а также в предоставление краткосрочных (до года) кредитов другим хозяйствующим субъектам.
Определение оборотных активов подразумевает незаконность отождествления понятий " оборотные активы "и"оборотные активы". Очевидно, что состав оборотных средств и оборотных активов не совпадает. Кроме того, есть существенная разница. Текущие (мобильные) активы, особенно запасы сырья, материалов, топлива и т.д., потребляются и расходуются в процессе производства, а оборотные средства как наиболее ликвидные ресурсы "не расходуются и не потребляются", поскольку они авансируются в производство.
Если бы оборотный капитал потреблялся и расходовался, то после каждого цикла цикла обращения действующее предприятие должно было бы пополнять оборотный капитал, по крайней мере, на всю сумму оборотного капитала и оборотных средств, используемых в производстве и реализации продукции. На самом деле этого не происходит, наоборот, после каждого цикла цикла прибыльно работающее предприятие получает увеличение суммы денег, авансированных в оборот.
Кроме того, очевидно, что стоимость оборотных средств не может быть равна стоимости оборотных активов. Например, оборотные активы (согласно структуре баланса) включают в себя все денежные средства организации, дебиторская задолженность определяется ценой продажи, НДС по приобретенным товарно-материальным позициям, который впоследствии вычитается.
Таким образом, в связи с различной экономической сущностью понятий "оборотный капитал" и "оборотные активы" необходимо отказаться от отождествления этих экономических категорий и определить терминологию, прежде всего, в экономических словарях.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что такая терминологическая "путаница" характерна для многих экономических понятий. Например, основные средства и основные средства и другие. Конечно, понятийный аппарат должен быть разработан и учитывать западные стандарты, однако необходимо обеспечить, чтобы при их использовании сохранялся смысл и большая ответственность научных и экономических кругов.
Литература: Сироткин Сергей Александрович
Оборотные средства и оборотные активы в современной экономике// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (9). Номер статьи: 906. Дата публикации: 25.03.2007.
Показать больше
Группа "Государственное и муниципальное управление" посвящена решению актуальных ежедневных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью специалистов. Обсуждение важных тем позволит участникам структурировать ход рабочего процесса и быстро найти решения при возникновении спорных моментов.