Никаких обсуждений пока нет.

Как различить PR и пиар?

Существует два языковых разделения: PUBLIC RELATIONS (PR) - направлен на формирование в общественном сознании доверия к...
Показать больше

Как различить PR и пиар?Существует два языковых разделения: PUBLIC RELATIONS (PR) - направлен на формирование в общественном сознании доверия к субъекту, и ПИАР - направлен на введение в заблуждение общественности манипулятивными методами.Public Relations представляет собой систему связей некоммерческого характера с общественными организациями, инструментов использования средств массовой информации для формирования общественного мнения; одна из важных функций менеджмента, обеспечивающая установление и развитие общения, взаимопонимания, сотрудничества между предприятием и общественностью, необходимое предпринимательским организациям, правительственным учреждениям, различным ассоциациям, фондам и т. д.В прямом (научном) значении Public Relations (PR) представляет собой вид деятельности, направленный на формирование в общественном сознании отношений лояльности и доверия к субъекту, а также положительного (причем запланированного субъектом) имиджа. Связи с общественностью необходимы любому субъекту, будь то социальный институт, коммерческое предприятие или государственное учреждение. Гораздо более распространенным является негативно-оценочное значение, закрепившееся в словах пропиарить, отпиарить и даже вышарить и имеющее отношение к таким, более известным широкой публике областям, как шоу-бизнес, частично политика и другие виды определения PR, где цель «формировать положительное отношение к субъекту путем взаимопонимания и сотрудничества» не актуальна, а главная задача состоит в том, чтобы «засветиться», заставить всех говорить о себе любыми способами.Понятие «пиар» активно функционирует и в маркетинге, где понимается как вид рекламы и используется для создания известности тем или иным товарам. В результате коллективных усилий теперь пиаром называется вынужденная манипулятивная коммуникация, назначение которой состоит в том, чтобы ввести в заблуждение общественность с помощью искусственно инициированных и подобранных фактов с целью формирования искаженного, но выгодного субъекту образа. Соответственно, в научной литературе появились понятия «черный пиар», «серый пиар», «желтый пиар», фиксирующие разнообразные стратегии обмана и манипуляции в этой сфере.Таким образом, PR - это инструмент коммуникации, а ПИАР - инструмент манипуляции. Каждое из этих понятий обладает собственными признаками и свойствами, и их отождествление недопустимо.Деятельность связей с общественностью в России условно принято подразделять на четыре основных направления: в сфере политики, экономики, культуры и в социальной сфере. PR появился в Европе еще в XIX в. Общеизвестная периодизации истории PR, предложена Р. Смитом. Он выделяет эру манипулирования (XIX в.) - цель коммуникации: пропаганда; эру информирования (начало XX в.) - цель: распространение информации и правдивость; эру убеждения (середина XX в.) - цель: влияние на общественное мнение и поведение; эру взаимовлияния (конец XX в.) - цель: социальное партнерство и разрешение конфликтов. Каждая из моделей коммуникации была уместна в свою эпоху, имела свое назначение, соответствовала определенной степени развития экономики и общественных отношений в стране, поэтому и при их оценке обязательно должен учитываться исторический фактор. Ни в одном государстве бизнесу на начальном этапе развития не удалось сразу установить отношений многовекторного социального партнерства, поскольку для этого сначала должна быть создана политическая, экономическая и социальная база. В нашей стране в силу специфики исторического развития указанные модели не только не использовались в обозначенные сроки, но и не сменялись последовательно. Сейчас, в зависимости от вида деятельности предприятия и подготовленности его руководителей, связи с общественностью могут принимать форму и пропаганды, и информирования, и влияния на общественное мнение, то есть иметь признаки как PR, так и пиара. В связи с этим возникает вопрос: как различить PR и пиар?Если в PR имидж обязательно создается на базе реальных черт субъекта, однако формирует к ним выгодное адресанту отношение, то в пиаре имидж искусственно моделируется в соответствии с представлениями руководства компании о том, какие имиджевые черты должны быть присущи субъекту такого типа. Можно сказать, что в PR имидж - это макияж стилиста, выгодно подчеркивающий достоинства и скрывающий недостатки, в то время как в пиаре - это клоунская маска, под которой совсем невозможно узнать человека.Так, если PR-субъект позиционирует себя как предприятие с высокой социальной ответственностью, на своем сайте он помещает сообщения о благоустройстве дворов и городских парков, о закупке оборудования для больницы, о вручении подарков воспитанникам детского дома и др. Если субъект утверждает, что его продукция самая качественная, экологически чистая и т. п., то послания на сайте повествуют о том, что эта продукция победила в передаче «Контрольная закупка», получила звание «марка года», выиграла конкурс. В этой ситуации не может быть квалифицирован как неэтичный тот факт, что компания специально инициирует PR-поводы (конкурсы, праздники или другие массовые мероприятия) с участием представителей целевой общественности. Такие акции не имеют рекламного характера, а направлены на установление контактов, на привлечение внимания общественности к себе и своей продукции.Пиар начинается там, где компания повседневную работу и прямые обязанности выдает за одолжение, сделанное потребителю, а разовое вручение небольших подарков - за социальную ответственность. Еще более манипулятивный характер приобретает послание, если в нем мероприятия, направленные на улучшение собственной жизни (самой компании и ее сотрудников), позиционируются как благотворительные акции. В PR все имиджевые характеристики обязательно обосновываются. В пиаре аргументация подменяется манипуляцией, то есть адресант стремится исказить предъявляемую картину мира с выгодой для себя, искусственно навязать ту или иную точку зрения без предъявления соответствующих аргументов.

Рекомендуемые мероприятия

Просмотреть все мероприятия