Алгоритм постановки спектакля. Часть 1

Алгоритм постановки спектакля. Часть 1

Организация театральной постановки включает в себя различные этапы, такие как выбор пьесы или спектакля, подготовка репетиций, подбор актеров, костюмов, реквизита, разработка декораций и освещения, организация звука и спецэффектов, сценическая постановка, продажа билетов и маркетинговые мероприятия для привлечения зрителей. Кроме того, включает в себя организационные аспекты, такие как управление бюджетом, координация команды, решение технических и творческих проблем и обеспечение соблюдения безопасности для актеров и зрителей.

Это сложный, многоступенчатый процесс, центральная роль в котором отводится продюсеру. Его роль имеет множество существенных отличий и по важности не уступает роли режиссера. А продюсера ложится решение таких вопросов, как поиск финансирования, обеспечение постановки материально – технической базой, управление процессом, а также последующее продвижение и раскрутка. Кроме того, в обязанности продюсера зачастую входит и решение вопросов художественной части. Предлагаем для ознакомления алгоритм, в ходе которого возможно организовать театральную постановку.

1. Выбор постановки

Продюсер – ключевая фигура, без которой невозможно представить ни один спектакль. Именно ему предстоит выбрать постановку, предложить ее команде и принять в итоге решение, ставить или нет то или иное произведение. Зачастую, выбор падает на проверенную театральную классику. К числу наиболее популярных и востребованных, без сомнения, относят «Король Лир», «Три сестры». Подобные произведения востребованными и актуальными даже спустя несколько десятков лет после первой постановки. Однако, продюсер вполне может отдать предпочтение и абсолютно новому, никому не известному произведению. В том случае потребуется написание сценария, либо поиск сценариста, который выполнит эту работу. Как правило, подобную работу можно доверить специалисту театрального агентства, издательства, либо студенту театрального учебного заведения, проходящему обучение по данной специальности. Следует помнить – сценарий относится к интеллектуальной собственности, поэтому автор может запросить отчисление доходов с его использования. В некоторых случаях потребуется подписание договора об отчуждении авторских прав. Автор сценария должен быть уведомлен, что его работа станет общественным достоянием. Нередки ситуации, когда автор предъявлял претензии за нарушение авторских прав. В таком случае следует оформить приобретение сценария юридически.

2. Поиск режиссера

Режиссер – постановщик, либо руководитель проекта, начинает набор актеров, решает вопросы, связанные с изготовлением реквизита, декораций. Не следует думать, что в успех постановки зависит только от финальной игры актеров на сцене. Работа режиссера, принятые им решения относительно актерского состава, иные организационные и эстетические решения напрямую влияют на восприятие постановки зрителем, а также ее успех и востребованность.

Поиск талантливого режиссера – так же забота продюсера. На эту роль можно пригласить известно, проверенного специалиста, либо молодого амбициозного новичка, который вдохнет в известную постановку «новую жизнь». Следует помнить, режиссер – нанятый сотрудник, поэтому в любой момент может выбрать более перспективную постановку и покинуть проект, либо потребовать повышение оплаты его услуг. Впрочем, так же может поступить и любой другой участник постановки. Именно поэтому продюсер обязан иметь несколько «резервных» вариантов, дабы быстро заменить выбывшего без потерь для успеха постановки. На кастинге следует уделять максимум внимания и тем работникам, которые утверждаются на должности, и тем, кто может заменить их в экстренном случае.

Зачастую продюсер, чтоб исключить вероятность ухода режиссера, берет на себя его роль. Двойная ответственность требует больших затрат времени и сил, поэтому следует хорошо подумать, прежде, чем принимать такое решение. Особенно, если опыта в подобной работе недостаточно.

3. Финансирование

При всем многообразии функций продюсера, важнейшей остается обеспечение стабильного финансирования постановки. Источником финансов может быть как продюсер (если имеет такую возможность), либо привлеченные инвесторы. Не всегда театральный проект спонсируется организациями, которые связаны с театром. Зачастую это организации, планирующие выгодно вложить средства с целью получить прибыль после премьеры. Задача продюсера – найти спонсоров, которые готовы предоставить финансы в достаточном объеме на выгодных для руководителя проекта условиях. Зачастую, спонсорами театральных постановок становится определенный круг организаций, либо связанные с театром финансово состоятельные граждане. Продюсер, принимая денежные средства от инвесторов, обязан извещать их о ходе подготовки постановки, времени ее выхода и финансовых показателях, которые были достигнуты после премьеры. В том случае, если в ходе подготовки понадобились кадровые перестановки, увеличение размера гонорара актеров или режиссера, продюсер также должен уведомить об этом инвесторов.

4. Выбор помещения для репетиций

Поиск помещения для подготовки и репетиции также является обязанностью продюсера. Помещение должно полностью соответствовать поставленной задаче и позволить актерам полноценно готовиться к роли. Выбранное помещение должно отвечать определенным техническим требованиям (площадь, освещение, оборудование звуковым сопровождением, наличие декораций). В том случае, если помещение также будет и площадкой для демонстрации постановки, следует учесть наличие зрительных мест. Кроме этого, следует учесть и другие важные параметры:

  • стоимость аренды помещения;

  • условия эксплуатации помещения (постоянное, на время репетиции и постановок);

  • наличие технических помещений (гримерка, касса для билетов, костюмерная и тд)

  • наличие страхового полиса помещения;

  • эстетические особенности помещение и соответствие его замыслу постановки;

5. Выбор актеров

Подбор актеров на роли в постановке. Даже если пьеса подразумевает наличие всего одного актера, необходимо строго и ответственно отнестись к его подбору. Как правило, поиск начинается с работы с агентами, театральными труппами. Затем следует провести кастинг и прослушивание кандидатов на роли. Информацию о требованиях к актерам, времени кастингах следует разместить в местах с высокой посещаемостью целевой аудитории (актеров творческих людей), в СМИ, известных в городе группах и пабликах. Это увеличит количество кандидатов и существенно повысит шанс найти того самого идеального актера.

7. Подбор персонала

Поиск технических специалистов. Помимо режиссеров и актеров, театральная постановка требует наличие массы сотрудников, которые будут отвечать за свет, звук, монтаж и смену декораций, костюмы, грим и другие аспекты. Продюсер должен принимать участие в подборе персонала, пусть  и не лично. Как правило, часть обязанностей возможно делегировать менеджерам. В частности – специалисту по персоналу.

На данном этапе также следует помнить, что зачастую театральная площадка предоставляется с собственным персоналом. В таком случае продюсеру остается убедиться в укомплектованности штата и, при необходимости, нанять недостающий персонал.

8. Поиск продюсера

Следует помнить, решающая роль при наборе актерского состава будущей постановки принадлежит режиссеру, так как именно он непосредственно работает с актерской труппой от кастинга до премьеры. Однако, продюсер также имеет право участвовать во всех этапах подготовки.

1. Алгоритм постановки спектакля. Часть 2 – https://cabinet.one/prof-post/algoritm-postanovki-spektaklya-chast-2

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение