Бережливое производство: как внедрить эту систему в практическую деятельность организации

Бережливое производство: как внедрить эту систему в практическую деятельность организации

Система бережливого производства давно вошла в обиход многих организаций, однако некоторые либо о ней не слышали, либо бояться подступиться к её внедрению, считая, что это слишком дорого и сложно.

Здесь будут представлены простые практические подходы из системы бережливого производства, которые несложно внедрить в своей организации, однако эффект от них очевиден.

Прежде всего, уточним, что сама система бережливого производства предполагает внедрение мероприятий, которые либо ничего не стоят для организации с точки зрения финансов, либо стоят очень дешево.

Внедрение бережливого производства удобнее всего начать с реализации его основных принципов.

Разберём эти принципы с точки зрения конкретных практических действий.

Принцип вытягивания

Он означает максимальную подстройку под потребителя. Вы должны делать то, что он хочет и как хочет, разумеется, делать надо то, что в ваших силах и возможностях. Надо отбросить стереотип, когда работник организации возражает клиенту и говорит: мы много лет работаем на рынке и делаем всё качественно! Вы задумывались о том, что, может быть, вашему потребителю как раз-таки и не нужно качество? Или он видит его как-то по-другому? Приведём пример. Одна из организаций, в которой работал автор, закупала комплектующие для своей продукции на заводе в г. Санкт-Петербурге. Технология производства такова, что данные комплектующие необязательно должны быть ярко окрашены и иметь гламурный вид. Это никак не влияло на техпроцесс. Однако, когда покупатель комплектующих заявил об этом, руководитель завода ответил: мы всегда работаем качественно и будем точно так же качественно и дальше изготавливать данные детали. Надо ли говорить, что он навсегда потерял поставщика. Для получения прибыли стоит отбросить свои стереотипы и понятия о качестве и ориентироваться только на потребности клиента. Надо ли делать высокое качество продукции или услуги, если клиенту оно не нужно? Вы тратите ресурсы, делаете всё по своим же установленным стандартам, а это никому не нужно! Об этом также надо думать в бизнесе. 

Принцип выделения потока создания ценности

Этот основополагающий принцип связан с первым. Он говорит о том, что любой бизнес-процесс должен быть проанализирован на предмет того, какие действия в нём работают на результат, а какие нет. Результат – это получение прибыли. Например, как было сказано выше, излишнее качество продукции или услуги – нужно ли оно потребителю? Или же мы просто тратим ресурсы, а потребитель может приобрести тот товар (услугу) даже, если мы удешевим затраты, не снижая цены. А может быть при производстве продукции мы делаем лишние действия, движения, перемещения, которые можно было не делать, а это, значит, можно увеличить прибыль, не снижая конечной стоимости. Возможно, просто надо расставить оптимально мебель или оборудование и многие потери исчезнут. Для выявления ненужных потерь надо схематично разложить весь бизнес-процесс на отдельные элементы, а затем сделать анализ каждого, чтобы понять, какие элементы можно сократить либо убрать. Тогда с условием использования тех же ресурсов можно будет увеличить финансовые результаты деятельности.

Принцип сокращения потерь

Дело в том, что любые потери отягощают издержки производства, но при этом не дают эффекта. Они включаются в финансовом эквиваленте в цену и занижают прибыль.

К потерям в бережливом производстве относятся следующие:

  1. Потери из-за обеспечения излишнего, ненужного качества для потребителя. Выше уже были рассмотрены примеры. То же самое можно применить к излишним ремонтам, техосмотрам и т. п. Надо убирать всё, что не ухудшает результат, но сжигает время и другие ресурсы.

  1. Потери из-за ненужных перемещений, связанные с нерациональным размещением оборудования и мебели, поисками необходимого инвентаря и т. п. Зачастую такие проблемы решаются простой перестановкой мебели. Некоторые организации требуют класть рабочий инвентарь и необходимые средства на строго определённые места, иногда даже такие места обводят краской, так называемое оконтуривание.

  1. Потери из-за того, что сотрудники молчат о том, как улучшить бизнес-процесс на их конкретном рабочем месте. Каждый работник лучше руководителя знает, как усовершенствовать производство на данном рабочем месте, как сделать его эффективнее. Стимулировать то, чтобы они доносили свои предложения, а не боялись инициативы – это работа руководителя.

  1. Потери из-за того, что работника отвлекают от рабочего процесса. Особенно это опасно для высокоточных высокотехнологичных процессов. Подобные проблемы некоторые предприятия решают за счёт цветовой маркировки рабочего пространства. Например, в производственных помещениях пол в рабочей зоне окрашивается в яркий цвет. Для окружающих это сигнал, что в опасную зону входить нельзя, чтобы не мешать работнику.

  1. Потери из-за ненужных ожиданий комплектующих, материалов и т. п. В бережливом производстве для этого всем подразделениям рекомендуют работать в едином ритме (такте). То есть всем подразделениям настроиться на какой-либо единый объём выпуска, который будет обеспечивать данный бизнес-процесс в единицу времени.

  1. Потери из-за плохой организации работы. Руководитель должен обеспечивать всем необходимым для эффективной работы. Если работник не может разобраться в задании, не может оперативно найти ответы на производственные вопросы – то это уже плохая организация, которая занижает общую эффективность. Руководитель не должен наказывать работника, если тот задает вопросы по выполнению работы. Некоторые руководители даже этого не допускают, обвиняя работника в некомпетентности. Надо помнить, что, если работник будет тратить время на поиски ответов на производственные вопросы – это занизит вашу прибыль. Если же есть сомнения в его компетентности, то стоит провести аттестацию и в соответствии с ней сделать выводы. Либо компетенции проблемного работника обсудить в коллективе со специалистами.

Таким образом, бережливое производство – это не такой уж сложный и непонятный процесс, как кажется на первый взгляд. В общем, его философия основывается на поиске внутренних резервов для получения дополнительной прибыли, при этом технологии и другие ресурсы остаются неизменны. Думается, что современным организациям в существующей сложной экономической ситуации не стоит пренебрегать никакими способами извлечения дополнительной выгоды.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение