Беспилотный автомобиль – инновация, которая внедряется в России прямо сейчас

Беспилотный автомобиль – инновация, которая внедряется в России прямо сейчас

Эксперты считают, что беспилотные автомобили станут обыденной реальностью уже в 2025 году. Сейчас разработчики продолжают совершенствовать технологию. И, к нашей вящей гордости, Россия является одним из мировых лидеров в этой области.

Созданием пассажирских и грузовых беспилотников у нас занимаются полтора десятка компаний. Самый известный игрок, конечно, «Яндекс». Его автономное такси на базе Hyundai Sonata – результат коллаборации российской цифровой экосистемы и южнокорейского автостроительного гиганта, специалисты которого доработали все системы машины под нужды автопилота.

Сейчас высокоавтоматизированные машины «Яндекса», во-первых, во всю тестируются на улицах Москвы и Иннополиса (города-спутника Казани), а во-вторых, уже коммерчески используются. Например, на закрытой территории отеля «Изумрудный лес», расположенного в 100 км от Москвы. При этом постояльцы, которые передвигаются на автономных такси, не платят за их услуги. Все расходы взял на себя отель, арендовавший беспилотники у «Яндекса». Сумма сделки не раскрывается. Зато понятно, что у обеих компаний есть огромные маркетинговые выгоды. «Изумрудный лес» этой фишкой привлекает больше клиентов, а «Яндекс» обкатывает бизнес-модель, наблюдает за реакцией людей на беспилотники и отрабатывает сценарии взаимодействия человека и автомобиля без водителя: алгоритм заказа поездки, выбора точки посадки/высадки и т. д.

Российская модель развития высокоавтоматизированных пассажирских перевозок повторяет мировую. Западным пионером-разработчиком беспилотников является Google. Его автономные такси Waymo уже несколько лет работают в пригороде Финикса, который находится в штате Аризона.

Российского лидера в сфере разработки грузовых беспилотных автомобилей назвать сложно. Отличные результаты показывает детище компании Evacargo – 1,5-тонная платформа со сплющенной по вертикали кабиной, в которой водительское место просто не предусмотрено. Это чудо техники трудится на закрытой территории логистического центра компании ПЭК, расположенного в Бутово. С помощью беспилотника Evacargo были автоматизированы перевозки от одного склада до другого, и грузооборот увеличился примерно на 20 %. По предварительным расчетам, такая машина окупится за 2–3 года. Если к ней добавить автоматизацию документооборота и других рутинных процессов, то можно увеличить объем грузоперевозок не на проценты, а в разы.

Концерн «КАМАЗ» разработал сразу несколько моделей автономных машин:

  • КамАЗ-3373 «Челнок» – бескабинный беспилотник грузоподъемностью 10 тонн (общая масса – 18 тонн). Внешне он похож на самостоятельно движущийся автоприцеп. В силу конструктивных особенностей ему не нужно совершать маневр разворота: из любой точки «Челнок» может поехать как вперед, так и назад.

  • КамА3-4308 «Одиссей». Имя героя древнегреческого эпоса грузовик получил потому, что возвращается в точку, из которой выехал, то есть он предназначен для челночных перевозок по готовым маршрутам. Сейчас «Одиссей» трудится на территории родного завода, доставляя кабины с прессово-рамного производства на автомобильное.

  • КамАЗ-6561 «Геркулес», предназначенный для карьерных работ в автономном режиме. Сейчас этот автомобиль готовят к испытаниям на полигоне.

  • КамАЗ-1221 «Шатл». Беспилотный 4-дверный мини-автобус с 12 пассажирскими местами – 6 посадочными и 6 стоячими.

В 2020 году беспилотные КамАЗы прошли испытания в суровых условиях Крайнего Севера. Без аварий автомобили преодолели 2500 км. В компании «Газпром нефть», которая в ближайшее время планирует начать использовать эти машины, подсчитали, что высокоавтоматизированные грузовики на 50 % безопаснее своих пилотируемых собратьев, а их эксплуатация позволяет на 10–15 % сократить издержки на перевозки.

Есть беспилотники и у «Группы ГАЗ». Один из них курсирует по внутризаводскому маршруту «Объединенный инженерный центр – главный конвейер». Другой трудится на нефтяном месторождении «Южно-Приобское», перевозя грузы между производственными объектами.

И это только малая часть отечественных беспилотников. Свой проект создания высокоавтоматизированных авто есть даже у Сбербанка. Его дочка SberAutoTech, образованная в 2020 году, разработала автономный 6-местный электромобиль «Флип» без водительского места. Это чудо техники также сможет работать на водороде или природном газе.

Так что если в классическом автомобилестроении Россия так и осталась аутсайдером, то в создании высокоавтоматизированных транспортных средств наша страна вырвалась в лидеры. И ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что беспилотные автомобили могут самостоятельно ориентироваться в пространстве благодаря технологии искусственного интеллекта (ИИ), а именно так называемому компьютерному (машинному) зрению, которое базируется на специально написанных алгоритмах, а математическая школа в нашей стране сильна еще с советских времен.

В истории с беспилотниками радует то, что наши государственные структуры оказывают своевременную поддержку отрасли. Оперативно был разработан и принят Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», который дал зеленый свет испытаниям высокоавтоматизированных автомобилей в крупных городах и больших регионах.

Перспективы развития беспилотного автомобильного транспорта в России

В рамках эксперимента уже в конце 2021 года беспилотные такси начнут работать на дорогах общего пользования Москвы, Подмосковья, а также Краснодарского края и Татарстана. Согласно требованиям закона, во-первых, в салоне каждой машины будет находиться водитель-инженер, который в опасной ситуации сможет взять управление на себя, во-вторых, все авто будут снабжены знаком «А» (высокоавтоматизированное техническое средство).

Директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Антон Замков на ПМЭФ-2021 оптимистично высказал уверенность, что через полтора-два года из Москвы в Петербург отправится первый караван беспилотных грузовиков. По его мнению, использование высокоавтоматизированных авто вдвое сократит издержки на перевозку за счет снижения затрат на топливо (электрические и водородные двигатели экономичнее обычных) и оплату труда.

Правда, чтобы беспилотники стали полноправными участниками автомобильного движения, нужно привести в порядок дорожную инфраструктуру, изменить ПДД и многие законодательные акты. В первую очередь, необходимо ввести понятие «владелец высокоавтоматизированного транспортного средства», который, в случае если беспилотник причин какой-то ущерб, будет нести за него ответственность.

По мнению специалистов, повсеместное внедрение беспилотников должно сократить количество аварий, поскольку умные авто имеют обзор 360°, ездят строго по правилам и ни на что не отвлекаются. Разработчики подчеркивают: научить автономную машину нарушать или обходить ПДД легко, однако они принципиально не хотят этого делать. Их задача – научить беспилотник ездить по дорогам вместе с людьми, которые эти правила зачастую не соблюдают (умышленно или невольно).

Кроме того, большинство беспилотников являются электромобилями, использование которых позволит снизить объем выброса выхлопных газов и уровень шума, что особенно актуально для создания комфортной городской среды.

Существует страх, что исчезнет профессия водителя. Да, в отдаленной перспективе именно так и будет. Она канет в Лету вслед за профессиями «извозчик» и «кучер». Но поскольку беспилотники будут внедряться постепенно, сначала они помогут решить проблему дефицита водителей такси, автобусов и грузовиков, а потом люди просто не захотят выполнять эту работу.

В общем, повсеместное распространение беспилотных автомобилей выгодно и бизнесу, и обществу. Предприниматели смогут сократить издержки и увеличить рентабельность своих компаний, а общество получит более безопасное дорожное движение и выиграет время для новых научных открытий и творческих свершений.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение