Французский менеджмент: отличительные признаки

Французский менеджмент: отличительные признаки

Французская школа менеджмента является одной из старейших в мире. Ещё в начале ХХ века горный инженер Анри Фаойль сформулировал 14 принципов, которые легли в основу административной (классической) школы управления:

  1. Разделение труда. У каждого работника должен быть строго очерченный круг обязанностей.

  2. Право и ответственность. Право руководить накладывает обязанность нести ответственность за отданные распоряжения и приказы.

  3. Дисциплина, требующая соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.

  4. Единоначалие: у работника может быть только один руководитель.

  5. Централизация: в организации должен быть один центр управления.

  6. Иерархия в организации работы компании.

  7. Порядок: у каждого сотрудника должно быть его место.

  8. Справедливость руководства к коллективу.

  9. Постоянство персонала: частая смена работников ослабляет бизнес и свидетельствует о некачественном руководстве.

  10. Инициатива: у каждого работника должна быть возможность проявить её.

  11. Сплочённость: коллектив действуют как одна сила.

  12. Единство действий: работники следуют единому плану, направленному на достижение общей цели.

  13. Упорядоченность интересов: выгоды предприятия важнее выгод работающих на нём людей.

  14. Вознаграждение: способы мотивации сотрудников должны быть прозрачными и справедливыми.

За сто с лишним лет ни один из этих принципов не утратил актуальности, в том числе и для компаний Пятой республики. Поэтому, безусловно, их руководство опирается на названные постулаты классической школы управления. Однако у современного французского менеджмента есть и ярко выраженные черты, обусловленные национальной культурой и историей, а также местным менталитетом.

  • Управленческая структура предприятий включает много элементов, а значит, в среднем в ней больше руководителей разных уровней, чем в компаниях других стран. Следовательно, функции каждого менеджера строго определены и прописаны. Такая организационная сложность нужна, чтобы минимизировать риски.

  • Менеджерские решения руководитель принимает единолично и несёт за них персональную ответственность.

  • Руководителям свойственны высокий уровень развития интеллекта, чувство меры и сдержанность. Они стараются не показывать излишнюю напористость и агрессию, потому что их проявления общественно порицаются.

  • Французы разрешают конфликтные ситуации путём переговоров, чтобы выработать решение, выгодное всем сторонам, для чего обсуждают мельчайшие детали предстоящих действий. Однако это не значит, что они идут на компромиссы. Скорее, французы находят баланс интересов, который поддерживают, мягко реализуя скрупулёзно продуманный план.

  • Управленцы во Франции не просто отдают приказы. Сначала, если нужно, они убеждают подчинённых в необходимости тех или иных изменений. Ведь менеджер несёт ответственность за сплочённость коллектива.

  • Ещё одна зона влияния руководителей – консультирование и поддержка подчиненных, создание условий для эффективной работы сотрудников в рамках их текущих должностных обязанностей, а также для раскрытия их потенциала. Ведь это выгодно самой компании: так можно сохранять высокую производительность труда, а с помощью передовых идей работников – оптимизировать производственные процессы.

  • Во Франции деловые коммуникации сильно формализованы, даже забюрократизированы. Письменное общение важнее устного. И работодатели, и работники подчиняются множеству правил, регламентов, распорядков и проч.

  • Французские менеджеры обычно стремятся найти нетрадиционное управленческое решение проблемы. Так проявляется черта национального характера – защита своей самобытности, желание избежать банальностей.

  • Бизнес-планирование во Франции завязано на индикативное планирование, суть которого состоит в том, что государство определяет цели ближайшего развития страны и даёт финансовые и другие стимулы национальным компаниям, которые выстроили свою стратегию с учётом пожеланий правительства.

  • Во Франции обучение и повышение квалификации сотрудников – дело государственной важности. Согласно закону, каждый сотрудник имеет право на непрерывное профессиональное образование. Подготовка, имеющая конкретный практический характер и связанная со стратегией развития бизнеса, проводится как в самих компаниях, так и в специальных отраслевых или региональных центрах.

  • Французы славятся патерналистским стилем управления: руководитель уделяет много времени моральной поддержке и социальным нуждам подчинённых.

  • Начальство контролирует своих специалистов открыто и гласно. Оно следит как за промежуточными итогами работы, так и за их конечным результатом.

  • Итоги проверок обсуждаются менеджментом и коллективом. Конечная цель этих встреч – рост организационной эффективности.

Таким образом, сила французской системы управления заключается в опоре на ясную логику и чётко прописанные правила, в формулировании понятных достижимых целей и в открытом гласном контроле деятельности специалистов на всех её этапах. 

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение