Инвентаризация земель

Инвентаризация земель

Согласно указа Президента РФ №480 от 23 апреля 1993 года, было установлено правило, по которому при предоставлении участков должны выдаваться соответствующие документы, подтверждающие право на участок. Кроме того, согласно этому указу, необходимо определить границы таких участков на местности. Органы исполнительной власти были обязаны завершить процесс перерегистрации земельных участков, выделенных гражданам до этой даты, к 1995 году. Для этой цели Роскомзему было поручено провести инвентаризацию всех земельных участков в период с 1993 по 1995 год.

Следуя постановлению Совмина № 659 от 12 июля 1993 года, проводилась подробная инвентаризация земель. Эта инвентаризация включала в себя определение местоположения, площади и качества участков, а также выявление причин, которые привели к изменениям в их состоянии.

Результаты инвентаризации земель могли быть использованы как повод для перерегистрации прав на участок и внесения изменений в земельно-кадастровую документацию. Формы акта проведения инвентаризации земель и сводной информации о ходе инвентаризации земель были утверждены приказом Роскомзема №38 от 2 августа 1993 года. Следует также отметить, что положения, введенные указом №480 относительно регистрации прав на землю, были отменены после принятия Земельного кодекса в 2001 году, утвержденного указом Президента РФ №250 от 25 февраля 2003 года.

Однако, согласно аналитическому докладу Счетной палаты за 2002 год, была проведена инвентаризация всего лишь 3,5% всей территории страны. В это число входили 25,2% земель поселений и 13,2% сельскохозяйственных земель. Эти низкие показатели можно объяснить недостаточным финансированием программы, которое составило всего 25,8% от запланированных средств, а также отсутствием единой методики и технологии для проведения инвентаризации.

Общая цель инвентаризации, согласно статье 13 Федерального закона 78-ФЗ от 18 июня 2001 года «О землеустройстве», заключалась в выявлении земельных участков, которые не использовались, использовались неэффективно, использование которых противоречило существующим правилам землепользования или не соответствовало целевому назначению участка, а также в определении других характеристик земель. Однако в дальнейшем процесс инвентаризации фактически ограничился сбором информации, необходимой для проведения кадастровой оценки земель.

В то же время, согласно Федеральному закону 101-ФЗ от 17 июля 2001 года нужно было разграничить государственную собственность на землю между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому на заседании Госсовета 21 февраля 2001 года Правительству РФ было дано указание завершить инвентаризацию государственных и муниципальных земель в полном объеме к 2001-2002 годам.

Впоследствии наполнение Государственного земельного кадастра, Государственного кадастра недвижимости и ЕГРН в основном осуществлялось по заявкам собственников и правообладателей. Однако к началу 2020-х годов сформировалась концепция комплексных кадастровых работ (ККР), целью которой являлся кадастровый учет всей недвижимости на определенной территории. К сожалению, государство не выделило значительных финансовых ресурсов для реализации этой концепции ККР. Вместо этого, муниципальным образованиям, собственникам садовых участков и членам гаражных кооперативов было предложено самостоятельно искать финансирование для этой задачи.

Также стоит обратить внимание на то, что в 2017 году были утверждены Правила предоставления и распределения субсидий для поддержки программ, направленных на формирование современной городской среды, согласно Постановлению Правительства РФ № 169 от 10 февраля 2017 года. Кроме того, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России разработало рекомендации по проведению инвентаризации территорий поселений и городских округов, которая должна была завершиться к 2020 году. Это было сделано в первую очередь с целью оценки текущего состояния благоустройства городской среды.

Сегодняшнее понимание инвентаризации земель, возможно, претерпевает изменения в связи с развитием информационных технологий. Например, по Распоряжению Правительства РФ №2270-р от 23 августа 2023 года, ставятся задачи по разработке предложений о завершении процесса разграничения государственной собственности на землю и созданию новых механизмов для наполнения ЕГРН информацией. Вероятно, это будет выполнено с использованием современных методов автоматизированного анализа пространственных данных в рамках Национальной системы пространственных данных.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение