Как на базе ДШИ организовать пленэр

Как на базе ДШИ организовать пленэр

Plein air (пленэр) в переводе с французского означает «на открытом воздухе», то есть занятия проходят не в аудитории, а, что называется, «на природе». Действительно, с наступлением устойчивого тепла в мае–июне в парках и скверах всегда можно увидеть стайки детей с альбомами, карандашами и красками, увлеченно что-то рисующих. И название этому явлению – пленэр.

Пленэрные занятия заложены в программу обучения любой художественной школы или отделения живописи ДШИ. Сегодня им отведено 28 часов в стандартном учебном плане, начиная со 2 класса художественной школы. В календарном прочтении это занимает 2 недели.

Целями пленэрных занятий, согласно ФГТ, являются:

  • приобретение знаний об объектах живой природы, особенностях работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

  • овладение способами передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, равновесия, плановости;

  • развитие умения изображать окружающую световоздушную перспективу и естественную освещенность.

С точки зрения возрастной психологии детям подросткового возраста необходимо выходить на пленэр для повышения мотивации к учебной деятельности. В этот период у них может проявляться эмоциональная неустойчивость, выраженная в резкой смене настроения. И, как итог, творческий кризис, когда ребенок, превращаясь в подростка, утрачивает детскую непосредственность и эмоциональность в рисунках. На смену эмоциям приходит рассудочно-аналитическое восприятие мира. Подросток ищет способы выражения «взрослости», оригинальности. Вот здесь-то и происходит ступор. Поэтому преподаватель должен перестроить творческие задания так, чтобы были учтены потребности взрослеющего человека, чтобы он смог выразить то, что происходит внутри него. Одним из таких инструментов как раз и является пленэр.

Как же видит пленэр ребенок?

Наконец-то закончилась учеба, закончились экзамены и просмотры. Начинается что-то новенькое. Это ощущение свободы, возможность не сидеть в классе, а выйти на свежий воздух в компании сверстников. Как говорят сами дети, 8 баллов из 10 по шкале счастья.

Преподаватели готовятся к пленэру заранее:

  • Подыскивают натуру, отвечающую задачам, году обучения – интересные деревья, цветы, клумбы, архитектурные сооружения, памятники.

  • Продумывают задания в случае непогоды. Это может быть музей, вокзал, холл школы – любое интересное место под крышей.

  • Обсуждают с родителями на родительских собраниях организационные вопросы пленэра.

И, наконец, что должен сделать руководитель, чтобы пленэр прошел правильно и достиг поставленных целей:

  • Сформировать группы из 10–15 человек. Как правило, это один класс. Однако в старших классах, когда происходит отток учащихся, группа для пленэра может состоять из двух классов.

  • Определить маршруты выходов на каждый день. Здесь нужно понимать, что указываем не просто конечную точку, например, центральный сквер, а конкретный маршрут следования, с учетом безопасных пешеходных переходов, светофоров и знаков дорожного движения.

  • Определить ответственного за жизни и здоровье детей во время следования туда и обратно и во время проведения пленэрных занятий. Как правило, это преподаватель. Несмотря на очевидность этого пункта, о нем часто забывают, принимая как само собой разумеющееся.

Многие школы практикуют выезд на пленэр в живописные места – в горы, на побережье, в другую страну. В этом случае вступают в действие другие правила, включающие правила перевозки организованных групп детей. Но это другая история.

  • Прописать оборудование для каждого дня занятий. В оборудование могут входить альбомы, планшеты, карандаши, кисти, краски, восковые мелки, вода, баночка для воды, складные стульчики, этюдники. Оборудование может меняться в зависимости от места проведения и задач пленэра. Помимо этого, необходимо обратить внимание на наличие сезонной одежды и обуви у детей.

И, наконец, все организационные моменты прописываются в приказе, с указанием заинтересованных лиц, определяется ответственный за организацию всего пленэра.

В конце каждого пленэрного дня подводится итог – просмотр работ. По окончании пленэрных занятий целесообразно провести отчетную выставку.

Все вышеназванные положения закрепляются в локальном нормативном акте – положении, регламенте, инструкции и т. д.

ПОЛОЖЕНИЕ

об учебных занятиях на открытом воздухе (пленэре)

учащихся художественного отделения

муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» № 3

муниципального образования город Александровск

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об учебных занятиях на открытом воздухе (пленэре) является локальным нормативным актом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» № 3 муниципального образования город Александровск (далее – Школа).

1.2. Настоящее положение определяет порядок и формы проведения учебных занятий на открытом воздухе (пленэре).

1.3. Пленэр является неотъемлемой частью учебного процесса художественного отделения, реализующего дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

1.4. Целями пленэра являются:

  • изучение учащимися окружающей жизни в условиях открытого пространства;

  • закрепление и углубление знаний, полученных учащимися в процессе обучения;

  • приобретение навыков пленэрной работы;

  • изучение культурных традиций региона.

  1. Организация учебных занятий на открытом воздухе (пленэр)

2.1. Продолжительность и сроки пленэрных занятий определены в учебном плане и составляют 28 академических часов.

2.2. Продолжительность занятия составляет не более 4 академических часов в день.

2.3. Распределение учащихся по группам, график и тематика проведения пленэра определяются на заседании методического объединения преподавателей по специальным дисциплинам и закрепляется приказом по учреждению.

2.4. Руководители групп из числа преподавателей художественного отделения назначаются приказом по учреждению.

2.5. Рабочие программы практики разрабатываются руководителями групп самостоятельно на основе реализуемых Школой образовательных программ и утверждаются приказом по учреждению.

2.6. На заместителя директора по учебно-воспитательной работе возлагается общее руководство пленэрными занятиями.

2.7. Ответственный по охране труда Школы проводит инструктаж по технике безопасности с руководителями групп и учащимися при проведении учебных занятий на открытом воздухе. Факт прохождения инструктажа фиксируется в специальном журнале (для руководителей групп), а также в журнале учета учебных занятий на специальной странице (для учащихся).

2.8. Перед началом практики не позднее 20 мая проводится общее собрание учащихся и родителей (законных представителей) для ознакомления с условиями проведения практики и инструктажа по технике безопасности.

2.9. По окончании каждого дня проводится просмотр. Оценки заносятся в журнал учета учебных занятий. По итогам пленэра выставляются годовые оценки и проводится итоговая выставка работ.

2.9. Учащиеся, не прошедшие учебную практику, не могут быть переведены в следующий класс.

2.10. В случае невозможности прохождения учебной практики родители (законные представители) пишут заявление на имя директора Школы. К началу учебного года учащиеся обязаны предоставить работы, которые самостоятельно выполнили в период летних каникул, в объеме, согласованном с руководителем практики.

  1. Обязанности учащихся

3.1. Учащиеся при прохождении пленэра обязаны:

  • полностью выполнять задания, предусмотренные программой;

  • строго соблюдать Инструкцию по технике безопасности при проведении учебных занятий на открытом воздухе.

3.2. Приходить за 15 минут к началу занятий.

3.3. Иметь с собой необходимое оборудование: планшет, альбом, карандаши, краски, складной стульчик, воду.

3.4. Одежда учащихся должна соответствовать погодным условиям. Обязательно наличие головного убора, удобной обуви.

3.5. По окончании практики тщательно убрать за собой рабочее место.

  1. Обязанности преподавателей

4.1. Преподаватели отвечают за жизнь и здоровье учащихся во время следования к месту проведения и обратно, а также во время проведения занятий.

4.2. Проводят с учащимися инструктаж по технике безопасности.

4.3. Составляют рабочую программу проведения учебных занятий на открытом воздухе.

4.4. Преподаватель должен иметь с собой аптечку с необходимым установленным набором средств первой медицинской помощи.

4.5. Преподаватель всегда должен иметь при себе средство связи.

  1. Общие правила поведения обучающихся

5.1. Строго выполнять требования преподавателя, касающиеся учебного процесса и дисциплинарных норм.

5.2. Добросовестно выполнять учебные задания, предусмотренные программой, аккуратно посещать занятия.

5.3. Постоянно быть вежливыми с товарищами и старшими, оказывать уважение и внимание престарелым гражданам и инвалидам. Своим поведением не провоцировать у окружающих людей недоброжелательного настроя.

5.4. Во время движения к месту занятий: не отставать от группы, переходить улицы только в установленных местах и по команде преподавателя. Категорически запрещено отлучаться из группы, не предупредив преподавателя. В случае если обучающийся отстал, потерялся во время движения группы по маршруту, то он остается на месте и ожидает возвращения преподавателя (если есть возможность – сообщить сразу по мобильной связи о своем отставании от основной группы преподавателю или одноклассникам, участвующим в пленэре).

5.5. Запрещается трогать руками любых животных, а также незнакомые растения, грибы.

5.6. Запрещается пить некипяченую воду, пробовать на вкус какие-либо растения, траву, плоды и грибы, есть немытые, незрелые ягоды, овощи и фрукты.

5.7. На занятиях надлежит находиться в границах места, указанных преподавателем. При посещении туалета обязательно предупредить об этом преподавателя (посещение туалета в природных условиях происходит в указанное преподавателем место и в целях безопасности с как минимум двумя сопровождающими одноклассниками).

5.8. После занятий на природе тщательно убрать за собой свое рабочее место.

5.9. Во время маршрута учащимся разрешается двигаться только в составе группы, не отставая и не отходя в сторону. Если звуковая и зрительная связь потеряна, следует остановиться и всей группой восстановить их. Преподаватель, если порядок движения им специально не определен, идет впереди. Замыкающим двигается другой преподаватель или один из назначенных учащихся и наблюдает, чтобы никто не потерялся.

  1. Правила безопасности на дорогах и в городском транспорте

6.1. Переходить дороги, площади в установленных переходах. При наличии движения смотреть сначала налево, затем направо. Движение через дорогу начинать только при зеленом свете светофора, а при его отсутствии – после того, как убедитесь, что приближающийся транспорт находится на безопасном для вас расстоянии (не менее 40–50 метров).

6.2. В городском транспорте соблюдать правила пользования общественным транспортом.

6.3. При ожидании на остановке не бегать, не толкаться, не стоять на проезжей части.

6.4. Если не удается уехать в одном автобусе, группа делится на 2 части, у каждой группы обучающихся должен быть взрослый сопровождающий.

6.5. Не останавливаться в проходе, дать возможность войти остальным.

6.6. В салоне не шуметь, не толкаться, не мешать другим пассажирам.

6.7. Выходить из салона по команде руководителя.

6.8. Проверить состав группы после посадки и высадки.

  1. Правила безопасности при выполнении заданий пленэра возле водоемов

7.1. Купание обучающихся в период прохождения пленэра строго запрещено.

7.2. Во время выполнения учебных заданий у водоемов, обучающиеся обязаны выполнять спуск к водоему только с разрешения преподавателя и под его присмотром.

7.3. Во время перерыва не толкать друг друга и не устраивать игр, грозящих случайным падением в водоем.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение