Как именно работает авторское право в среде музыкантов и с какими сложностями можно столкнуться

Как именно работает авторское право в среде музыкантов и с какими сложностями можно столкнуться

Самое сложное в мире музыкальной индустрии, это монетизировать и защитить свой продукт. Интеллектуальные права в данной области распространяют свое действие не только на все произведение целиком, но и на его составные части. И более того, помимо авторского права в защите участвуют так называемые смежные права, защищающие интересы, например, изготовителей фонограмм, артистов-исполнителей или вещательных организаций.

Рассматривая вопрос с деловой точки зрения, нельзя забывать и о защите брендов, товарных знаков, а также каких-то организационных решений, а иногда и откровенно секретов производства.

Какой именно продукт творческих усилий подпадает под охрану закона? Как обеспечить надежную защиту своих прав и иметь возможность управлять ими? Каким образом используется деловая музыка?

Правовая лотерея

В музыкальном мире в области авторского права наблюдается неоднозначная судебная практика.

Пример для наглядности:

Два автора использовали в своем творчестве басовую партию из известной композиции, длящуюся всего шесть минут. Как результат: выплата довольно внушительной суммы за нарушение авторских прав. Однако, когда эта же партия была использована в другой композиции, судебное решение было, скажем прямо, диаметрально противоположным. Обвинение в плагиате было отклонено.

Еще один пример: вышедший в нулевых, один музыкальный альбом содержал в своем составе трек «A One Minute Silence» — (Минута тишины). Этого хватило, чтобы музыкант получил обвинение в плагиате от издательства, которое и выиграло суд.

Довольно часто можно столкнуться с противоречивыми судебными решениями в области авторского права. Например, на какое-либо произведение могут претендовать сразу несколько лиц, претендующих на исключительные права. Как правило, в таких ситуациях больше страдают исполнители, которые выпускают ремиксы на известные произведения. Ведь именно они, зачастую, получают иски в свой адрес от лиц, считающих себя владельцами исключительных прав на оригинальное произведение. Суть претензий заключается в недовольстве с их стороны, что перед переработкой произведения, у них не получили на это разрешения и не оформили отчисления.

Цена битов

Чем обусловлены затруднения, с которыми сталкиваются суды при рассмотрении дел о плагиате? Все дело в том, что в действующем законодательстве не закреплено четкое обозначение норм. Например, в нем не обозначено количество нот, которое можно использовать в своих интересах без уведомления автора. Либо, в нем не указана продолжительность отрывка произведения, использование которого не приведет к нарушению авторских прав.

Музыкантам будет проще не использовать творчество своих коллег.

Кстати, существует множество мифов о том, что нарушением авторских прав не считается заимствование из музыкального произведения четырех нот, трех секунд или двух тактов. Классическим тому подтверждением является двадцатилетняя судебная тяжба между немецкой группой и одной исполнительницей, которая использовала в своем творчестве всего две секунды барабанной партии из произведения. По мнению суда, если заимствованный отрывок узнаваем, то его продолжительность не имеет значения.

Довольно часто случаются ситуации, когда исполнители приобретают на стоках биты, свободные от роялти, после чего неожиданно для себя сталкиваются с блокировкой своих произведений на платформах в связи с предъявленными претензиями со стороны битмейкеров, обвиняющих в незаконном использовании битов и требующие соответствующей компенсации.

Многие думают, что произведения, свободные от роялти, свободны в использовании без каких-либо отчислений. Однако, они не являются «бесплатной музыкой». Именно поэтому нужно обязательно изучать условия лицензирования, чтобы избежать множества подводных камней, которых там хватает.

Лазейки

Напомним, что законом обозначена свободная зона для использования музыкальных произведений, в которой авторские отчисления авторам не предусматриваются. Например, не нужно согласие правообладателя на использование музыкальной композиции при проведении похоронных или религиозных мероприятий, а также при их исполнении «в живую» в таких социально-ориентированных организациях, как вуз, детский сад, исправительное учреждение, больница, школа.

В иных случаях будет достаточно заключить договор с обществом по коллективному управлению правами, а также заплатить по ставкам, которые утверждены Правительством Российской Федерации еще в 1994 году. С 2014 года закон разрешил цитирование музыкальных композиций с целью раскрытия своего творческого замысла, но в этом случае необходимо обязательно указать авторство и источник произведения.

Деловая Музыка

Помимо исполнителей в музыке нуждаются и бизнесмены, особенно, если речь идет о сфере услуг. Это кафе, рестораны, фитнес-клубы и т.д. Тем не менее, многие из них не видят разницы между тем, чтобы поставить композицию в зале своего заведения или включить ее же в колонке на собственной кухне. Следует знать, что музыкальное оформление общественных площадей обязано быть легальным.

Существует очень простое решение. Для музыкального оформления, например, ресторана, можно обратиться к услугам компаний, занимающимся аудиобрендингом, чтобы задействовать в своем бизнесе подходящий вам плейлист лицензионных композиций.

Что касается бизнесменов, чья деятельность сконцентрирована на креативе: режиссёры, продюсеры, создатели видеоигр и других составных творческих проектов, то они имеют возможность купить готовые музыкальные композиции на платформе цифрового контента.

На этой бирже взаимодействуют создатели продукта интеллектуальной собственности и его потребители.

Правообладатель интеллектуальной собственности может разместить свой продукт на витрине и самостоятельно решить, за какую сумму он согласен предоставить права на его использование. После договоренности об условии сделки во внутреннем чате сервиса, запускается автоматическая процедура формирования пакета всех необходимых документов.

Следовательно, создатели креативного бизнеса могут не тратить время на очистку прав. Им сразу доступна лицензия на использование. Помимо всего прочего, цифровые платформы помогают правообладателям не только управлять правами, но и монетизировать свой продукт, ведь творческий труд, как и любой другой, также должен оплачиваться.

Каждый результат творческих усилий должен рассматриваться в качестве бизнес-продукта. Однако все согласны, что вопрос об адекватном объеме авторского вознаграждения остается открытым, так как четких критериев для его измерения не существует. Тут все непосредственно зависит от автора, а именно, его популярности и самооценки.

Исполнителям и авторам следует уделять особое внимание при заключение партнерских договоров. Как наглядный приме, когда очень известный грузинский исполнитель, чья не менее известная композиция за четыре года набрала больше миллиарда прослушиваний, не может оценить ее в денежном эквиваленте. Все дело в том, что права по договору отчуждения на эту композицию принадлежат лейблу. А автору приходится довольствоваться лишь фиксированной суммой, выплаченной при выпуске трека.

Структура в этой области чрезвычайно многогранна. Музыкальный бизнес очень сложен. Зачастую авторские отчисления похожи на некую «матрешку» интеллектуальных прав. Чтобы чувствовать себя в этой области защищенным, нужно разбираться во всех нюансах рынка, уметь лавировать между возможными осложнениями.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение