«Хоум-офис» – новая реальность

«Хоум-офис» – новая реальность

Для всех очевидно, что понятие «удаленная  работа» – это продукт стремительного развития телекоммуникационных технологий. Видно, поэтому «первопроходцами удаленки» стали тоже специалисты из области IT.

Впервые идею удалённой работы предложил американский ученый из Южнокалифорнийского университета в 1972 году. На основе проведенных экспериментов по эффективности такого труда им была разработана концепция и составлен доклад по результатам. Проект был профинансирован из американского научного фонда. Власти штата Калифорния, заинтересовавшись этой идеей, отметили ее вклад в решение некоторых проблем, в частности острой транспортной проблемы и обеспечения работой специалистов, живущих в удаленных районах штата.

В 1979 году эту идею рассматривают уже на государственном уровне.

Так, глава специального Комитета по экономическому развитию США Фрэнк Скифф считает эту идею гениальной, глубоко изучает ее и даже придумывает новый термин flexiplace – «гибкое рабочее место». Затем он публикует в The Washington Post свою знаменитую статью под громким заголовком «Работа из дома экономит бензин».

В начале 1980-х удаленная работа практикуется в небольших масштабах, а уже к 1990-м годам она получает свое распространение почти во всех штатах страны и во многих отраслях.

В 1994 году даже было создано целое движение – «Телеработай, Америка!», чтобы популяризировать и развивать удаленную работу. А в 1999 году были приняты законодательные акты, дающие право расходовать не менее 50 тысяч долларов на создание и развитие программ удаленной деятельности. В этом же году конгрессом был утвержден закон о предоставлении финансовых льгот тем предприятиям, которые часть своих сотрудников перевели на «удаленку». Зная то, что американцы народ прагматичный и не любит выбрасывать денег на ветер, можно сделать вывод, что все это стало возможно только потому, что удаленная работа показала свою эффективность как для самого сотрудника, как для работодателя, так и для государства в целом.

Итак, в 2006 году число работающих на «удаленке» было 12,4 миллиона человек. А в 2008-м таких было уже 17,8 миллиона. Число перешедших на удаленную работу сотрудников растет не только в США, но и по всему миру, в том числе и в нашей стране.

Как пандемия в 2020-м дала резкий толчок к переходу на удаленную работу

Последнее десятилетие число сотрудников, работающих дома, росло в геометрической прогрессии.

Например, в России с 2013 года регулируется удалённый труд. Договор может заключаться как в бумажном виде, так и в электронном, а подписываться с помощью ЭЦП (электронной цифровой подписи), а также может быть заключён в письменной форме и направлен почтой РФ. Согласно Трудовому кодексу РФ, удалённая работа именуется дистанционной работой.

В основном используют подобный формат работы такие специалисты, функции которых, не связаны с производством. Как правило, это IT-специалисты, переводчики, контент-менеджеры, копирайтеры, рерайтеры, веб-дизайнеры, маркетологи и др.

Но жизнь, как всегда, вносит свои коррективы, и введенные в связи эпидемией короновирусной инфекции ограничения спровоцировали массовый и срочный переход на работу из дома. В первые дни у людей, которые привыкли приезжать каждый день в офис и не представляли себе работу в других форматах, такой резкий переход вызывал тревогу и опасения. Да и многие работодатели, которые годами выстраивали системы контроля и наблюдали за сохранением корпоративной культуры, были вынуждены в короткие сроки перейти на удаленку. И для них все эти события были как снег на голову.

Но процесс перехода все-таки необходимо было осуществить в короткие сроки, и поэтому люди получали новый опыт действовать в экстренных ситуациях. В ходе этого перестроения были, конечно, ошибки и перекосы, но в процессе деятельности руководители все же смогли наладить оптимальное функционирование своего бизнеса: создавались новые схемы общения с сотрудниками, писались новые локальные акты, организовывались новые формы контроля.

И, как следствие, эта ситуация заставила компании определить преимущества и риски такого формата на практике. Сотрудники в результате карантина смогли оценить, насколько комфортно в каждом индивидуальном случае живется и работается в статусе «удаленщика».

Первые же результаты показали, что работа из дома, которая в целом положительно сказалась на статистике продаж и продуктивности, стала оптимальным сценарием в условиях пандемии. Но большинство компаний положительно оценило преимущества работы в «облачном офисе». И если обратиться к статистике, то такая форма работы демонстрирует свою эффективность и за пределами форс-мажорных обстоятельств. Например, в Японии недавно проведенный опрос показал, что 70 процентов респондентов выступают за удаленную работу даже после введенных ограничений. Также 67 % сотрудников, работавших удаленно в пик пандемии в EMEA, не готовы вернуться к прежним условиям труда.

И если вам кто-то говорит, что работа на «удаленке» менее результативна: не дают работать домашние дела, отвлекают дети, то это не совсем так, то есть совсем не так. Компании использовали менеджер времени RescueTime. Это приложение, которое автоматически отслеживает время и внимание и помогает отдельным сотрудникам и командам распределять свое время и устранять вредные привычки. Так вот, менеджер времени RescueTime вплотную занялся изучением этого вопроса. Вот статистика по последним исследованиям: удаленные сотрудники дома работают эффективнее, чем в офисе. RescueTime было опрошено 850 сотрудников, которые работают дома. Оказывается, удаленные сотрудники на 20 % чаще выполняют все рабочие задачи, которые могли проигнорировать в офисе. Они на 17 % более удовлетворены работой и жизнью в конце рабочего дня. Они экономят около 3 часов в день на поездках в офис и очных совещаниях.

В целом, работники умственного труда продуктивнее работают дома. Оказалось, что отсутствие внешней дисциплинирующей среды не всегда плохо, как думают некоторые.

Стоит отметить, что сотрудники, которые эффективно работали в офисе, стали работать еще лучше на «удаленке» и зарабатывать больше. А те, кто и в офисах требовал особого контроля и кого приходилось все время подгонять, показали еще более низкий результат, что, естественно, сказалось на их работе. Так что, ничего удивительного – все дело в самоорганизации.

Делаем вывод, что для большинства людей каждодневная поездка в офис – это обычный поведенческий шаблон. Если его убрать, то постепенно сформируется новый.

Естественно, что для крупных компаний переход на удаленную работу был более оптимальным, чем для маленьких организаций. Так, 12 мая Twitter сообщил, что разрешит своим сотрудникам удаленную работу навсегда, а это ни много ни мало пять тысяч работников. Следом Марк Цукерберг объявил, что в ближайшие 10 лет половина 45-тысячного штата сотрудников корпорации будет работать из домашних офисов.

То, что «удаленка» осталась у нас надолго, а может, и навсегда уже не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому власти создают рабочие группы, которые занимаются подготовкой изменений в законодательстве, необходимых для урегулирования правил в новой реальности. Чтобы люди чувствовали принадлежность к той или иной компании, были уверены, что их труд четко регулируется законом, и ощущали бы правовые гарантии.

Как переход на удаленную работу может повлиять на соцэкономику

Подобно круговороту воды в природе экономика, по прогнозам, останется на прежнем уровне, хотя ее перестройка неизбежна. Как же сместятся акценты?

Например, офисные работники, соблюдающие дресс-код, не будут в таком количестве покупать дорогие костюмы и блузки от кутюр или офисную одежду попроще, ведь для работы в домашних условиях они не обязательны. Экономика от этого не пострадает, просто продавцу стоит изменить ассортимент товаров. Как говорится, в одном месте убывает, в другом прибывает. Увеличится спрос на ноутбуки, портативные гаджеты, веб-камеры, наушники, микрофоны, столы и офисные кресла, необходимые для организации работы из дома.

Вполне возможно, что произойдет отток населения из мегаполисов за город, на свежий воздух, ближе к природе. Это нужно взять на заметку риелторам, которые тоже должны будут перестроить направления. А те, кто все же останется в городе, чаще будут обращаться к дизайнерам интерьера для обустройства рабочей зоны, тем более если квартира небольшая.

Конечно же, количество работников, каждый день посещавших кафе и рестораны во время перерыва на обед, тоже снизится, зато увеличится количество доставок бизнес-ланчей и продуктов на дом. Соответственно, и такси, которые будут эти бизнес-ланчи доставлять, не так остро почувствуют отток пассажиров, добиравшихся на работу.

Увеличится количество людей, посещающих спортивные и фитнес-центры и психологические тренинги.

Итак, подытоживая вышесказанное, уверенно можно сказать, что работе на «удаленке» быть. Теперь только необходимо внести некоторые коррективы в менеджерские иерархии и правила корпоративного менеджмента, что в будущем должно стать важной составляющей динамической модели офиса нового типа, так как режим удаленной работы универсально применим в компаниях независимо от географии и размера бизнеса и имеет больше аргументов за, чем против.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение