Китайская школа менеджмента, пожалуй, единственная из всех современных управленческих систем опирается на древнее философское течение, а именном конфуцианство. Это учение предписывает:
- вести себя достойно в любых ситуациях;
- быть милосердным и благородным (человек должен в первую очередь беспокоиться о государственной и общественной выгоде, а потом уже о своих интересах);
- запоминать, а не размышлять;
- делать как все, а не реализовывать самостоятельно принятые решения;
- соблюдать традиции, а не менять их и т. д.
Ещё один источник формирования китайской управленческой модели – многотысячелетняя культура этой страны, особенно её письменность. Это сложнейшая система, состоящая более чем из 20 000 иероглифов. Чтобы овладеть ею, маленькие жители Поднебесной тратят в 3–4 раза больше времени, чем их сверстники, осваивающие буквенное письмо. Учась каллиграфии, китайцы вырабатывают свойственные их нации целеустремлённость и упрямство, привычку к совершению нравственного усилия, а также к физическому и духовному совершенствованию.
В этом процесс формируется и своеобразное мироощущение граждан самый густонаселённой страны. Оно характеризуется, во-первых, целостным холистическим восприятием действительности («холистический» значит, что целое важнее его частей). Во-вторых, умением тонко чувствовать момент и навыком жить здесь и сейчас, видеть непостоянное в постоянном и быстро адаптироваться под изменения условий среды.
И третий фактор, без которого невозможно понять особенности китайских управленческих практик, – это отношение к семье и отношения внутри семьи и рода. Семья и род являются ключевыми элементами китайского общества, где каждый человек принадлежит не только и не столько себе, сколько своей семье, своему роду и всему обществу. Любой китаец учится или трудится для всеобщего блага, поэтому всегда вправе рассчитывать на помощь сородичей.
В китайской экономике преобладают семейные предприятия, в которых все руководящие посты занимают близкие родственники. Вот почему характерными чертами этой модели менеджмента являются невысокий уровень разделения функциональных обязанностей и ведущая роль личных отношений.
Понятие «менеджер» до сих пор не прижилось в Китае. Руководителя там называют словом, обозначающим мудрого человека, который хорошо разбирается в своём деле и лучше других понимает ситуацию, а не того, кто даёт указания подчинённым. Главные умения китайского управленца – это способность видеть вещи и ситуации во всём многообразии их взаимосвязей, навык находить точку включения принципа Парето, чтобы минимум усилий дал максимум результата, и привычка реагировать на кризисные или конфликтные ситуации не сразу, а спустя некоторое время, когда улягутся эмоции, ведь на холодную голову проще найти причины произошедшего и сделать объективные выводы.
Другими яркими отличительными признаками китайского менеджмента являются:
- стремление найти и удержать баланс между получением прибыли и созданием общественного блага (поддержка образования, развитие гуманистических ценностей и т. д.);
- личное доверие между членами коллектива, которые, как правило, являются представителями одной семьи или одного рода;
- огромная ценность деловой репутации;
- жёстко прописанный бизнес-этикет, принципы которого зачастую оказываются важнее указанных в договоре или контракте обязательств;
- низкий уровень «бумажной» фиксации операций;
- отсутствие делегирования полномочий;
- авторитарный стиль управления;
- строгий контроль подчинённых;
- поддержка равновесия управляемой системы путём превентивного реагирования на изменения (то есть до того, как они начали проявляться);
- плохая ротация управленцев (возраст – синоним мудрости);
- постоянная работа в режиме строгой экономии путём минимизации производственных и управленческих издержек;
- быстрое распространение инноваций;
- главный инструмент китайского управленца – это его внутренняя моральная сила, над укреплением которой он работает на протяжении всей жизни.
Система менеджмента Поднебесной привлекает к себе всё больше внимания, поскольку именно этой стране удалось всего за несколько десятилетий совершить невероятный технологический и промышленный прорыв и стать второй экономикой мира. Многие западные компании не только изучают китайские практики менеджмента, но и берут их в свой управленческий арсенал, несмотря на то, что эти практики базируются на особенностях китайской национальной культуры и разнообразных многовековых традициях этой страны, которая, несомненно, ещё удивит всех экономическими успехами.