Команда в XXI веке

Команда в XXI веке

Я общаюсь с предпринимателями, конечно, гораздо реже, чем не с предпринимателями, но приходится. И, как мне кажется, многие из них делают неправильные выводы, исходя из того опыта, который получают. Эта статья не о том, как, на мой взгляд, правильно делать выводы, а о конкретном выводе, к которому приходит большинство и с которым я не согласен.

Это отношение к персоналу, к сотрудникам.

Есть у каждого из нас свои образы идеального и совершенного, как мы себе представляем прекрасный дом, лучший автомобиль, семейные отношения и т. д., и такой же образ идеальной команды есть у каждого руководителя, ну или у каждого нормального руководителя. Как прекрасны эти мысли, что у меня есть суперкоманда, где все заряжены на результат, у нас есть общая идея, и мы завоюем рынок. С опытом все эти мысли кажутся мне наивными идеями мечтателя, а моим коллегам кажется, что не мысли о команде инфантильные, а люди плохие и команду строить не с кем.

Часть 1. Переоценка ценностей

В далеком 2013 году, 25 декабря, у нас был запланирован новогодний корпоратив. Ежегодно я выступаю с речью перед персоналом, подвожу итоги года и озвучиваю цели на год следующий. И вот, начиная с 20 декабря, я концентрируюсь на том, что моя речь должна дать моей «команде» мощный импульс, объединить всех нас общими идеями и целями. Я готовил речь о ценностях, на которых построен наш коллектив, о фундаментальной идее, которая будет двигать компанию, и т. д.

Я помню тот день очень хорошо. Не думаю, я уверен – это была моя лучшая речь в карьере, я говорил от души, я говорил умные, важные, глубокомысленные вещи. Пусть это звучит нескромно, но без преувеличения – такое можно показывать в кино. И вот закончилась моя речь, и из 15 или 20 человек, присутствовавших на том собрании, я увидел 2 лица, на которых было абсолютное восхищение услышанным. И время показало, что это существенно повлияло на их отношение к компании на многие годы.

Что с остальными, теми, кого я, зеленый и малоопытный, считал своей командой? Одним из первых вопросов по окончании моей речи был: «Эдуард Григорьевич, а нам вещи в кафе с собой спускать или в офисе оставить, и мы за ними вернемся?» Я немного растерялся от этого вопроса и даже переспросил, а когда мне его повторили, и я убедился, что расслышал именно то, что услышал, из-за необъяснимых чувств, которые во мне были, я не смог дать ответ. Второй вопрос был об индексации зарплаты, третий – о том, когда будет формироваться график отпусков.

Часть 2. XX век и XXI век

Классические методы менеджмента, которые преподают в бизнес-школах и транслируют в ведущих деловых изданиях, не работают.

А не работают они потому, что были созданы в XX веке. Да, человеческая природа не меняется и потребности человека не меняются. А не меняются ли? В XX веке люди выживали: Великая депрессия в США, откуда пришли большинство методов менеджмента, у людей был в крови страх голода, и на многие поколения это дало стране импульс и определенное отношение к труду, к работе и к имуществу. Россия за XX век пережила революцию, две войны, развал Союза + адаптация к капитализму – всё это тоже способствовало формированию сильного общества, которое способно работать и не ныть. И в эти годы, когда работали классические методы менеджмента, не было такого рынка труда и не было интернета большую часть XX века, не было «голожопых» блогеров и не было «Яндекс.Доставки», наконец, не было Моргенштерна (*Признан в РФ иностранным агентом). Всё, что у людей было, – это Кобзон, вера и идеи, а люди, у которых не было идей, искали их у других и шли за ними.

XXI век другой, и люди другие, не хуже и не лучше. Они – другие. Это не плохо и не хорошо. Это так. Это факт. И смешные статейки о формировании команды мечты не имеют ничего общего с реальностью: это переписанные идеи умных людей XX века, не более.

Статья не посвящена ценностям людей XXI века – однако хочу заметить, большинство молодежи не интересует благосостояние, потому что комфорт для них важнее. Эмоциональное равновесие важнее, социального статуса. И идеи, тем более чужие, у них в этом списке ценностей занимают одну из последних строчек. Я в детстве мечтал быть поваром, моя жена - спортсменом, мой лучший друг – пожарным, а моя сестра – журналистом. У меня есть дети, и у них есть друзья, и они хотят быть рэперами, как Морген (*Признан в РФ иностранным агентом), или блогерами, как Бумага А4, и не стоит с такими примерами успеха ждать, что кто-то из молодых скажет: «Я хочу карьеру клерка».

Толковых современных материалов по управлению в интернете я не нахожу, а если нахожу, то это просто мысли и наблюдения отдельных людей.

Часть 3. Мой персонал

У меня тоже разное отношение к разным сотрудникам, но у меня оно не строится шаблонными таблицами, и на мое отношение к каждому из сотрудников влияет множество фактов.

Но так или иначе я разделяю персонал на группы.

Залетные

У меня это группа сотрудников, которых я определяю как залетные, это понятно с этапа собеседования. Я не могу объяснить, как это работает, но я не ошибаюсь, я знаю, что они к нам не больше чем на полгода. Они приходят, средне работают и дальше ищут что-то другое.

Моя хата с краю

Таких сотрудников большинство. Я никогда к ним не обращусь с просьбой задержаться на работе, я никогда не буду лично поздравлять их с днем рождения. У нас юридические отношения, четко прописанные: я плачу деньги – они работают. Им глубоко и с высокой колокольни плевать на мои идеи и цели компании. Такие люди работают нормально, не хорошо, а – нормально. Но когда компания растет и богатеет, богатею я, а они за свою работу уже получили.

Потребители и ленивцы

Пришли переждать кризис в стране, или как социальный лифт с записью в трудовую, или хочет рожать и устроилась для декретных, или научиться и получить опыт для перехода в другую компанию. Стараюсь в ответ использовать их по максимуму, не рассчитывая на них всерьез и не воспринимая их серьезно. Понимаю суть наших отношений.

Семья

Пусть такое определение, как семья, не будет производить впечатление каких-то теплых семейных отношениях между участников группы – они вообще могут быть одиночками. Это самая сложная группа людей, и с этими людьми сложнее всего работать, их видно сразу. Они, знаете, как будто в компании обрели свой дом, они болеют за компанию, они трудятся для нее, и такое ощущение, что у них столько же прав на эту компанию, как и у руководителя. Эти сотрудники работают помногу лет, они не нуждаются в хороших отношениях с руководством, так как их право на жизнь в их доме не может ставиться под сомнение. Такого сотрудника не просто уволить, он вложил не свои усилия, как люди из группы «Моя хата с краю», и получил за это деньги, они платят компании такими же частичками души, какими я растрачивался на том собрании, и перед ними у компании появляется эмоциональный долг (конечно, если у руководства компании есть понятия), и эти люди готовы в сложную минуту поддержать компанию и поработать больше, не прося надбавку взамен. Но почему я не называю эту группу людей командой? Почему семья?

Да потому, что команда – это единомышленники, которые руководствуются одной идеей и идут единым фронтом. А в семье, как известно, не без урода. И часто с этими людьми и у руководителя есть эмоциональная связь, и разногласия воспринимаются острее, и критика воспринимается болезненнее. Когда компания растет и богатеет, должны получать больше и члены семьи (конечно, если у руководства компании есть понятия).

Карьеристы

Плевать на компанию, плевать на идеи, плевать на ближних, плевать на всё, кроме себя. Беспринципно готовы на всё. В руках опытного управленца – золотое руно, когда их немного.

Мой опыт показал, что в коллективе должен быть баланс разных групп. Почему? Это долгая тема, и, возможно, когда-то я ее раскрою.

Заключение

Не бывает бизнес-команд, какие показывают в фильмах и о каких пишут в бизнес-статьях. Так же, как и разработчики инновационных продуктов не пишут на прозрачном стекле формулы. Есть люди, они разные, со своими жизненными обстоятельствами, и они будут с вами работать, если и вы тоже человек и в вас есть человечность, и этого достаточно. И то, что вы, коллеги, не построили команду своей мечты, не значит, что люди вокруг стали плохими. Это значит, что вы просто размечтались. Ходите по земле и не покупайте в офис прозрачные доски для инновационных формул.

MORGENSHTERNПОСОСИ

Надеюсь, моя статья была полезна для вас.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение