Международная автомобильная логистика в 2023 году: проблемы и перспективы. Часть 2

Международная автомобильная логистика в 2023 году: проблемы и перспективы. Часть 2

Российский бизнес хоть и медленно, однако продолжает выбираться из омута логистического кризиса, который наступил в 2022 году. Сейчас мы можем продолжать говорить о ситуации в сфере транспортных перевозок по главным международным направлениям. После этого мы осветим ситуации в таких государствах, как Казахстан, Иран и Китай. А также посмотрим на состояние перевозок при транспортировке грузов в Калининград или из него. После этого мы проанализируем полученные результаты и подведем некоторые итоги.

Исламская Республика Иран

Южные регионы России уже давно и основательно осваивают автомобильные перевозки из Ирана и в Иран. Освоение началось еще в 2022 году. С тех пор в данном направлении участвует уже гораздо больше регионов страны.

Вести бизнес с Ираном довольно хорошо, однако сложно. Первая трудность заключается в том, что отсутствует доставочный объем соответствующих разрешений со стороны Ирана. Это, естественно, служит сдерживающим фактором в развитии подобного направления со стороны российских перевозчиков. Второй трудностью являются частые и долгие простои при пересечении границы Ирана и Азербайджана. Существуют приоритеты, по которым пропускают автомобили. В первую очередь пропускают иранские и азербайджанские авто, что касается российского транспорта, то он может простаивать на границе до 10 суток.

Республика Казахстан

После того, как Евросоюз ввел против России и Беларуси пятый пакет санкций, большая часть грузов теперь может завозиться в Казахстан только при использовании соответствующих механизмов перецепки/перегрузки на приграничных таможенных терминалах, а также на территории складов временного хранения.

Однако использование подобных механизмов запрещены в Казахстане еще с 2015 года. По этой причине Россия договорилась с Казахстаном, и такой запрет был приостановлен до начала 2024 года.

Помимо всего прочего, российским перевозчикам, кроме казахстанского разрешения, нужно иметь еще и разрешение на груз, выданное первому перевозчику – резиденту европейского государства.

Как раз на этом осложнения не заканчиваются. Годовой объем казахстанских разрешений на транспортировку грузов, как в третьи страны, так и вывоз из них – недостаточен. Подобные разрешения со стороны российской стороны, можно сказать, подошли к концу.

Эксперты, основываясь на анализе и статистических данных, утверждают, что объем перевозок из России в Казахстан и обратно составляет около 5 миллионов тонн. 10% ― таков объем в данных перевозках со стороны Российской Федерации.

Китайская Народная Республика

С начала 2013 года Китай приступил к осуществлению мероприятий по ослаблению ковидных ограничений. Одной из основных мер стала отмена правил о использовании механизмов перецепки/перегрузки. Транспортные автомобили получили разрешение разгружаться и загружаться в соответствующих местах приграничных городов.

Бывали случаи, что транспорт доходил из России в глубь Китая, но через транзит по Монголии. Тем не менее, после окончания пандемии Китай официально еще не разрешил проезд транспорта в глубь своей страны

С середины мая 2023 года грузовое направление Забайкальск перешло на режим круглосуточной работы. Эта мера, в свою очередь, обеспечила большую пропускную способность, которая увеличилась в 1,7 раз. Перевозка грузов между Россией и Китаем за последние полгода уже на 2% превысила показатели прошлого года.

На текущий год продолжается тенденция, при которой импорт товаров из Китая (до 80%) преобладает над экспортом (до 20%).

Если сравнивать автомобильные перевозки грузов между Россией и Китаем по сравнению с другими видами перевозок (железнодорожные или по морю), то резкого увеличения роли автомобильных перевозок не прогнозируется. Данный вид доставок был оптимален и нашел свою нишу при пандемии и ковидных ограничениях в 2020-2021гг. Он, конечно же, обладает определенной долей рисков, потому на сегодняшний день он имеет право на существование в качестве альтернативы или дополнительного варианта к тем же Ж/Д перевозкам. Что же касается мультимодальной доставки посредством портов Дальнего Востока, то она занимает слишком много времени. Доставка грузов автомобильным транспортом более универсальна. Более того, она может быть чрезвычайна привлекательна для грузополучателей восточных регионов Российской Федерации.

Калининград – путь через Литву/Латвию

Доставка грузов как в Калининград, так и из него транзитом через Латвию и Литву столкнулась с определенными проблемами и затруднениями.

К одной из проблем можно отнести получение шенгенских виз. Расположенные на территории России консульства Литвы и Латвии отказываются выдавать их российским перевозчикам. Российские водители вынуждены получать их через консульства иных государств. Более того, чтобы оформить шенгенскую визу, необходимо предъявить полис обязательного медицинского страхования, который также в обязательном порядке должен быть оформлен в стране Евросоюза.

С начала лета 2023 года на территории Евросоюза прекратили свое действие российские полисы (аналог ОСАГО) «Зеленая карта». Как обратная мера, европейские полисы также перестали действовать на территории России. Между Швейцарией, государствами Европейского экономического пространства и Российским союзом автостраховщиков расторгнуто двухстороннее соглашение.

Единственный выход для российский перевозчиков, это по завышенной многократно цене приобретать полисы при въезде в Литву или Латвию. Те грузы, которые подпадают под антироссийские санкции не могут проезжать транзитом по Литве и Латвии. Подобные перевозки возможны лишь на морских паромах.

Электронная очередь

С начала осени 2023 года в соответствии с требованием Федерального закона от 17 февраля 2023 г. № 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» через границу Российской Федерации установлена система электронного резервирования даты, а также времени проезда к месту пропуска транспортных автомобилей России и других государств, а именно, три пункта пропуска:

  • на границе Калининграда и Литвы – это МАПП Чернышевское;

  • на границе России и Казахстана – МАПП Бугристое;

  • на границе России и Китая – МАПП Забайкальск.

Как с любым новейшим внедрением, и здесь не обошлось без затруднений. При работе системы обозначились проблемы с очередью. Все объясняется повышенной активностью мошенников, деятельность которых нарушила штатную работу системы электронной очереди. Данный вид мошенничества заключался в том, что они записывали в общую очередь транспортные средства, которые на данный момент даже не участвовали в международных грузоперевозках.

На сегодняшний день ФГКУ «Росгранстрой» внедрила определенные меры защиты, благодаря которым в системе стали каждый день появляться свободные места для регистрации автомобиля в очереди. Отличный тому пример МАПП Забайкальск. После применения определенных мер в данной системе, прежние проблемы более не наблюдаются.

К большому сожалению, предстоит еще очень многое сделать, так как на МАПП Чернышевское и Бугристое подобные проблемы еще сохраняются и своей актуальности пока не потеряли. Например, чтобы записаться на МАПП Бугристое, может понадобиться до девяти дней, более того, свободное место для этого необходимо отслеживать.

Конечно, кроме данных направлений российские автоперевозчики доставляют свои грузы и в другие государства, например, Узбекистан, Монголия, Таджикистан, Беларусь и ряд других стран. В большинстве данных государств не нужны иностранные разрешения для транзитных или двухсторонних перевозок. Однако такие направления не дают возможности отслеживать динамику транспортных перевозок.

Если взять весь объем автомобильных международных грузовых перевозок, то российские перевозчики отмечают его снижение на 15-17%. Объясняется это довольно просто. На Турцию наблюдается спад предложений по доставкам экспортных грузов, а также снижение ставок за рейсы и, как результат, переориентация приоритетов транспортных перевозчиков на внутрироссийские грузоперевозки. И что интересно, при этом грузоперевозчики наблюдают рост количества турецких автомобилей на складах и предприятиях России, отгружающих свои грузы, в том числе и импортные.

Однако, несмотря ни на что, существуют перспективы развития иных, достаточно новых направлений автомобильных грузовых перевозок. Наиболее развивающимися и перспективными на сегодняшний день направлениями являются Индия и Пакистан. Если с Индией пока нет межправительственного Соглашения о международном сообщении, то с сентября 2023 года обмен такими разрешениями с Пакистаном осуществлен.

Подводя небольшой итог вышеперечисленного, можно с уверенностью отметить, что санкции Евросоюза не уничтожили автотранспортную логистику Российской Федерации. На сегодняшний день она успешно адаптировалась к новым реалиям и будет продолжать осваивать новые направления с другими странами.

1. Международная автомобильная логистика в 2023 году: проблемы и перспективы. Часть 1 - https://cabinet.one/prof-post/mezhdunarodnaya-avtomobilnaya-logistika-v-2023-godu-problemy-i-perspektivy-chast-1

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение