Находчивость как soft skill

Находчивость как soft skill

Находчивость – одно из слов, которые трудно перевести на другие языки. Недаром такое уникальное культурное явление, как КВН, появилось именно в нашей стране. Находчивость – это способность легко и быстро выходить из затруднительного положения. Проявляется она чаще всего в процессе коммуникации и выражается вербально – в виде шутки или остроумного замечания, помогающих выйти из неловкой ситуации, уклониться от неудобного вопроса или с минимумом агрессии ответить на чьи-то нападки. Допустим, в ответ на очередную попытку дать непрошеный совет можно предложить «доброжелателю» встать в очередь, поскольку таких советчиков пруд пруди.

Реже находчивость проявляется в поведении или в решении каких-то профессиональных задач и выражается невербально. Например, аниматор Александр Татарский, закончив «Пластилиновую ворону», обнаружил, что заглавная песня длиннее мультфильма аж на 3 минуты. Доснять ещё 180 секунд возможности не было, поэтому режиссёр придумал ускорить проигрывание песни. Таким образом удалось не только совместить аудиодорожку и видеоряд, но и добавить ленте необычности и яркости.

Конечно, Александр Татарский был человеком талантливым и неординарным и его находчивость, скорее всего, была врождённой, однако и «обычный» человек при должном упорстве может развить это качество, чтобы меньше досадовать на себя за то, что хорошая мысля пришла слишком поздно.

Тренировать находчивость можно такими способами:

  • общаться с разными людьми, в первую очередь незнакомыми, фокусируя внимание на собеседнике, его мимике, жестах, манере держаться. Так вы научитесь быстро подстраиваться под любого человека и внушать ему доверие, а в доверительных отношениях нет необходимости нападать и защищаться от нападок. Если же не получится установить доверительный контакт, то вы уже будете знать, как лучше вести себя с недружелюбно настроенным оппонентом;

  • вникать в точки зрения, отличные от вашей, особенно в те, что вас раздражают, и стараться понять мотивацию вашего визави. Это будет расширять ваш кругозор и тренировать терпение;

  • чередовать роли, чтобы не застревать в одной. То вы слушатель, то «говоритель», то вы часть аудитории, которая внимает оратору, то вы, наоборот, оратор, который держит внимание целого зала. Конечно, не нужно сразу гнаться за масштабом. Учиться выступать публично лучше в небольших дружеских компаниях, потом в маленьких группах незнакомых людей и дальше по нарастающей;

  • играть в настольные, а также интеллектуальные игры (командные и индивидуальные). «Мафия», квизы, квесты, «Что? Где? Когда?» и т. д.;

  • делать работу над ошибками. Если в какой-то ситуации или в каком-то разговоре вы растерялись и не смогли проявить находчивость, запишите на бумагу несколько вариантов ответа или пару алгоритмов действий, которые помогли бы избежать провала. Выполняйте это упражнение после каждой коммуникативной или поведенческой неудачи;

  • решать головоломки. Это встряхивает мозг и стимулирует его искать нестандартные варианты действий и выстраивать новые нейронные связи;

  • читать чужие тексты и писать свои. Так вы совершенствуете навык ясно выражать свои мысли, искусно жонглируя словами и их значениями и виртуозно пользуясь всеми возможностями грамматики;

  • работать над скоростью реакции. Находчивость – это умение быстро ответить или быстро сориентироваться в ситуации. Если чужие нападки вас парализуют, то начать стоит с тренировки самообладания, чтобы сохранять максимально возможное спокойствие. Без него проявить находчивость трудно, ведь человек захвачен эмоциями.

Находчивость – это ещё и неотъемлемая часть предпринимательской деятельности. Без неё сложно формировать УТП, трудно вести переговоры и бизнес вообще. Находчивые люди более креативны и энергичны, любое дело горит в их руках, а значит, они более конкурентоспособны и у них выше шанс добиться успеха. 

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение