Ненасильственное общение как soft skill

Ненасильственное общение как soft skill

Методика ненасильственного общения была разработана в 1960-х годах в США. За шесть десятков лет она доказала свою эффективность как в личных отношениях, так и в профессиональной коммуникации, а значит, умение общаться ненасильственно можно считать мягким навыком. Следовательно, оно необходимо всем, кто хочет построить успешную карьеру в найме или организовать собственный бизнес.

Ненасильственным общением называют способ так доносить информацию до собеседника, чтобы получить от него желаемого, не проявляя активную или пассивную агрессию, учитывая свои чувства и потребности и чувства и потребности другого. Иначе говоря, ненасильственно общение – это коммуникация на основе принципа «выиграл–выиграл». Просящий получает необходимое и сохраняет контакт. Тот, кто выполнил просьбу, тоже сохраняет контакт и удовлетворяет сразу несколько своих потребностей высокого уровня (принадлежность к группе, работа над общей задачей, подпитка своей самооценки (помог ближнему, значит, хороший человек) и т. д.).

Сравним два примера:

1) «Иванов, вы плохой сотрудник! Опаздываете на работу каждый день!»

2) «Иванов, сегодня вы опоздали на 5 минут, вчера – на 10, позавчера – на 20».

В примере № 1 содержится прямая оценка человека, а в примере № 2 – только факты. Надо ли говорить, что ситуация № 1 рано или поздно перерастёт в явный или скрытый конфликт, а ситуация № 2 при грамотном ненасильственном общении приведёт к такому решению проблемы, которое будет выгодно обеим сторонам?

Итак, как научиться ненасильственному общению? Последовательно освоить четыре его этапа.

1) Наблюдение. Следите за ситуацией, фокусируясь на фактах, а не на своих чувствах или мыслях, возникающих из-за неё. Избегайте и ярлыков (плохо/хорошо, правильно/неправильно, нормально/ненормально и под.). И уж тем более не нужно оценивать и осуждать другого, додумывать за него или обобщать, снимая ответственность за происходящее с себя. Чтобы наблюдение было максимально объективным, старайтесь смотреть на события как бы со стороны, так, будто вы не являетесь их участником.

Когда факты, связанные с ситуацией, вам ясны, изложите их собеседнику, учитывая перечисленные в предыдущем абзаце рекомендации. Если ими пренебречь, собеседник услышит в ваших словах только критику или даже увидит в них пассивную агрессию. И контакт будет потерян.

Некорректная формулировка: «Уходя домой, ты никогда не выключаешь свет в офисе!»

Корректная формулировка: «Вчера ты оставил свет в офисе включённым».

2) Эмоции. Понаблюдав за собой, определите, какую эмоцию испытываете, и назовите её собеседнику. Не надейтесь, что другой человек сам догадается, что вы чувствуете, или «прочитает» ваше состояние по невербальным сигналам (мимика, жесты, поза, интонация и т. д.). Он может даже не заметить, что вы испытываете страх, грусть, отвращение или какую-то другую эмоцию. Поэтому говорите прямо: «Когда ты забываешь выключить свет в офисе, я боюсь гнева нашего начальника».

3) Потребности. Нужно понять, о какой потребности сигнализирует эмоция, которую вы назвали. Если вам страшно, что руководитель рассердится из-за невыключенного электричества, то вам важны спокойствие и безопасность на вашем рабочем месте. Потребность, высказанная открытым текстом, подчёркивает значимость вашей просьбы – последнего этапа ненасильственного общения.

4) Просьба. Её необходимо сформулировать ясно и чётко: «Если ты уходишь из офиса последним, пожалуйста, выключи свет».

То есть первые три этапа ненасильственного общения – это рассказ о вашем видении ситуации и о тех чувствах, которые она у вас вызывает. И только четвёртый этап – это прямое обращение к собеседнику. Ваша речь на всех четырёх рассмотренных этапах должна строиться на основе Я-сообщений.

Как же освоить методику ненасильственного общения? Практиковаться. Для этого стоит записаться на специальные курсы (живые или сетевые), где целенаправленно формируют это навык. Либо можно пойти на любой групповой психологический тренинг, поскольку в правилах проведения таких мероприятий всегда прописано ненасильственно общение. За тем, чтобы коммуникация шла именно в ненасильственном ключе, следит психолог, ведущий групповые занятия. Кстати, на индивидуальной установочной встрече перед началом работы в группе вы можете сказать психологу, что одна из ваших задач – научиться формулировать Я-сообщения и общаться ненасильственно. Психолог учтёт это и включит в программу упражнения для развития необходимых вам навыков.

Ненасильственное общение – это не только методика построения эффективной коммуникации, но и инструмент достижения успеха в личной жизни и на профессиональном поприще. В конечном итоге, это определённый способ мышления и даже особая философия, помогающая быть в ладу с собой, с окружающими людьми и с миром в целом. 

Поделиться:

Управление проектами: как поддерживать групповую д...
Психология влияния в деятельности руководителя

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
25.11.2022
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Последние коментарии

Александр Михайлов Новые правила продления срока пребывания иностранных граждан
03 июня 2021
Добрый день! Гражданам ЕАЭС на основании трудового договора миграционный учет продлевается до года. ...
Крюкова Виктория Павловна Инновации как фактор развития общества
02 февраля 2021
Автор очень интересно написал статью, прочитала на одном дыхании!
Гость Новый порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации
12 ноября 2019
Доброго дня!Почему при подачи документов на ВНЖ (по родителям) затребовали оригинал паспорта родите...
Maria Khachaturova Новый порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации
16 сентября 2019
Добрый день! Спасибо за развёрнутый комментарий! Подскажите, где можно найти список документов для В...

Календарь

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Популярные категории

KPI