Новые правила миграционного учета иностранных работников

15-03-2019-volodin-novye-pravila

Постановлением Правительства от 7 марта 2019 г. № 246 (далее – Постановление) внесены изменения в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007г. № 9 (далее – Правила). Изменения вступают в силу с 23 марта 2019 года.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903120003

Правила во многом раскрывают порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации, установленные Федеральным законом от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Закон).

Напомню, что в прошлом году в Закон были внесены изменения, которые кардинально изменили систему осуществления миграционного учета [1].

Правила лишь «расшифровывают» содержание Закона. Однако, поскольку годами как у «пользователей», так и у сотрудников органов власти складывались определенные стереотипы, не имеющие собственно к нормам Закона никакого отношения, придется подробно остановится на всех вносимых изменениях применительно как к обязанностям принимающей стороны, так и иностранным гражданам всех категорий и мастей.

Начнем с самого лёгкого:

I. Вводятся новые требования к заполнению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

1. В случае, если принимающей стороной является организация в соответствующей графе уведомления на оборотной стороне предполагается указывать не «фактический адрес» организации, а просто «адрес организации» [2]. Казалось бы что такого? Однако, Гражданский Кодекс не содержит понятия юридический и фактический адрес. В соответствии с частью 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации. При этом согласно части 5 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц. Таким образом в указанную графу следует вносить сведения из ЕГРЮЛ. Радует, что законотворцы наконец-то решили отойти от «стереотипных» понятий и стали опираться на нормы действующего законодательства.

2. Появляется возможность использования аббревиатур и сокращенных слов, не допускаются только исправления. Напомню, что Аббревиатура (итал. abbreviatura от лат. brevis «краткий») — слово, образованное сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него. Перечень допустимых к использованию сокращений приведен в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.12-2011 "СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила", Справочнике 2 Приказа ФНС России от 12.04.2006 N САЭ-3-13/224@ "Об утверждении форматов файлов информации, представляемой в налоговые органы от органов, учреждений и организаций, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 8 статьи 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" [3]. Как правило, это актуально при указании наименования организации и адресов места пребывания иностранного гражданина и места нахождения принимающей стороны.

3. Принимающая сторона в уведомлении должна будет указывать наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину. Спокойно, без паники. Такое положение вещей потребует утверждения нового бланка уведомления о прибытии со стороны МВД России с введением в него дополнительной графы, так что до утверждения новой формы такую информацию вносить просто не получится.

Откуда такое веяние? А всё из Закона.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Закона в настоящее время принимающая сторона – это лицо (в нашем случае физическое или юридическое), предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации (это ключевая фраза) для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение.

Согласно Жилищному кодексу (если речь идет о жилых помещениях) право пользования жилым помещением и самое главное, - право распоряжения помещением, есть у собственника (часть 1 и 2 статьи 30 ЖК РФ, части 1 и 2 статьи 288 ГК РФ). У лиц, зарегистрированных собственником по месту жительства в указанном помещении (в том числе членов его семьи) есть только право пользования, но не право распоряжения, так что и предоставить такое помещение в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранных граждан они не могут (в настоящее время поставить иностранца на учет в жилом помещении фактически может любой человек, зарегистрированный по данному адресу, поскольку действующее законодательство не содержит требований предъявления соответствующих подтверждающих документов и сотрудники органов миграционного учета довольствуются штампом о регистрации принимающей стороны-физика по месту жительства). В этом случае речь пойдет о предоставлении документов на право собственности и договора о сдаче помещения для проживания третьих лиц (граждане в большинстве случаев будут предоставлять для целей постановки иностранцев на учет договора-пустышки).

В случае, если принимающей стороной будет выступать юридическое лицо – ему также придется указывать в уведомлении сведения о правоустанавливающих документах на право пользования предоставляемым для проживания мигрантов помещением [4].

II. Расширяется перечень документов, который принимающая сторона обязана представлять в органы миграционного учета.

1. Принимающая сторона (неважно, физик или юрик, гостиница (что важно) к уведомлению о прибытии обязана прикладывать:

  • копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которые содержат информацию о данном иностранном гражданине и (или) имеют отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации либо иного иностранного государства (то есть речь идет о всех страницах паспорта, которые содержат хоть какие-то отметки);
  • копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину (об этих документах смотрите выше). Конечно, по тексту Постановления принимающая сторона вправе не прикладывать к уведомлению такой документ, если сведения о таком документе имеются в распоряжении государственных органов (ха-ха).
  • копию миграционной карты (от представления миграционной карты однозначно освобождены граждане Республики Беларусь, граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, поскольку им миграционная карта пир въезда в Россию не выдается [5]).

2. Дополнительно в отношении трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза (сразу оговорюсь, что речь здесь идет не просто о гражданах Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, но о гражданах этих государств, которые работают на территории России на основании трудовых или гражданско-правовых договоров (на выполнение работ/оказание услуг), предоставляется копия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации. В данном случае речь идет о ситуациях, когда указанные граждане уже работают в России, по каким-то причинам выехали и въехали заново (отпуск, праздники), то есть о «первичке».

Дополнительно для членов семей указанных выше граждан предоставляются документы, подтверждающие степень родства [6].

3. В случае, если принимающей стороной является организация, иностранный гражданин в этой организации работает и фактически проживает по адресу указанной организации либо проживает в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном дополнительно предоставляются:

  • копия договора иностранного гражданина с организацией;
  • письмо руководителя либо иного уполномоченного должностного лица организации, подпись которого скрепляется печатью организации (при ее наличии), в орган миграционного учета о том, что иностранец фактически проживает в помещении данной организации (по её адресу), либо в не имеющем адресных данных строении, сооружении (в том числе временном), принадлежащем организации. Письмо составляется в произвольной форме, которую (произвольную форму) для «пользователей» в каждом органе миграционного учета обязательно придумают и утвердят [7].

III. Устанавливается возможность продления срока пребывания иностранного гражданина не только через обращение в органы МВД России, но и через обращение в многофункциональные центры [8].

Однако, вводимые формулировки входят в противоречие с положениями пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и непонятно, как это вообще заработает на практике, так что как обращались «пользователи» за «продлением регистрации» в органы миграционного учета, так и будут обращаться.

IV. В случае если иностранный гражданин работает вахтовым методом (а это отражается в заключаемом в ним договоре в соответствии с положениями статьи 57 ТК РФ) и поставлен на учет по адресу организации-работодателя (то есть если он фактически проживает по адресу указанной организации либо проживает в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (в нашем случае речь идет о вагончиках-бытовках), то в случае его убытия из места пребывания устанавливается срок подачи уведомления об убытии в течение 7 рабочих дней со дня убытия [9]. На данный момент это единственная случай, когда устанавливаются сроки подачи уведомления об убытии.

V. Постановлением вводятся правила, регулирующие постановку на учет детей иностранцев в возрасте до 1 года, родившихся на территории России, но не имеющих паспорта иностранного гражданина. Допускается их постановка на учет по месту пребывания на основании свидетельства о рождении без предоставления миграционной карты.

Подводя итог: для организаций, осуществляющих постановку на учет по месту пребывания иностранных граждан на порядки возрастет расход бумаги.

[1] См. подробнее по ссылке: Глобальные изменения института миграционного учета иностранных граждан

[2] Подпункт «д» пункта 24 Правил в новой редакции

[3] Абзац второй пункта 27 Правил в новой редакции

[4] подпункт «б» пункта 23 и подпункт «ж» пункта 24 Правил в новой редакции

[5] Подпункт «д» пункта 2 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 05.10.2004г. «Об использовании миграционной карты единого образца», часть 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

[6] Пункты 26.1, 28.2 Правил в новой редакции

[7] Пункт 28.3 Правил в новой редакции

[8] Пункт 42 Правил в новой редакции

[9] Пункт 45.1 Правил в новой редакции

Порядок внутреннего консалтинга и аудита операцион...
Внесены изменения в Перечень "Цели поездок", испол...

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
23.03.2019
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Календарь

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Последние записи

Последние коментарии

Руслан Новые правила продления срока пребывания иностранных граждан
06 марта 2019
Ваша статья мне очень помогла, спасибо! Местный УФМС оказывается живет по законам 2014 года, и хочет...
Malek Указание в патенте должности. Ответственность за работу по должности, не указанной в патенте.
21 января 2019
Доброго дня. В Волгоградской области тоже есть : ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 марта 2015 года N 211 ОБ УКАЗА...
Володин Евгений Владимирович Вводится обязанность принимающей стороны уведомлять об убытии иностранного гражданина из места пребывания
11 октября 2018
То, что Вы нашли - это хорошо. Вопрос только в том, а что это? Пока не утвержден порядок и форма уве...
Родион Вводится обязанность принимающей стороны уведомлять об убытии иностранного гражданина из места пребывания
09 октября 2018
это было сложно я нашел: https://zashtatom.ru/novosti/utverzhdena-vremennaya-forma-uvedomleniya-ob-u...
Вася Новые правила продления срока пребывания иностранных граждан
02 октября 2018
...в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания...В приказе всего ТРИ пункта...