Объединение рынков международных автоперевозок

Объединение рынков международных автоперевозок

18 августа 2023 года правительством РФ и Белоруссии было подписано соглашение о международных автомобильных перевозках, сообщает Минтранс РФ. Сообщается, что соглашение позволит белорусским компаниям совершать каботажные автоперевозки грузов по территории России при выполнении определенных условий соглашения, а также поэтапно перейти к безразрешительной системе на осуществление международных автоперевозок грузов до 2030 года. Белорусским перевозчикам не потребуется разрешения на работу на российском рынке, как и российским не потребуется разрешение на работу на белорусском рынке. Соглашение предусматривает постепенную отмену разрешительной системы, касающуюся международных автомобильных перевозок в третьи страны или из них. Обещается, что отмена будет поэтапно осуществляться с 1 января 2024 года до 2030 года.

Целью данного соглашения является повышение «конкурентного положения и наших, и белорусских автоперевозчиков относительно иностранных». Исходя из данной цели, результатом должно стать наибольшее количество заказов, увеличение объема автомобильных перевозок и конечно же, снижение стоимости перевозки у российских и белорусских перевозчиков относительно поляков и прибалтов. А также максимальное обеспечение грузопотока по необходимым России и Беларуси маршрутам, исключение дефицита транспорта по обозначенным направлениям, и в следствии чего, недопущение увеличения стоимости перевозок.

Сами участники рынка считают, что фурный союз позволит снизить цены на перевозки. Однако, выгоднее это соглашение все же для белорусских перевозчиков, так как они получат доступ к более крупному рынку. Специалист по операционной работе Novelco Сергей Трушкин считает, что данная мера значительного влияния на рынок не окажет. Однако, надеяться на некоторое снижение стоимости перевозок все же можно из-за увеличения числа предложений.

Данное решение считается выгодным и обдумывалось не первый год. На данный момент при доставке товаров перевозчиками РФ система третьих стран уже не работает. Глобально на рынок международных автомобильных перевозок это повлиять не должно. Въезд доставки товаров из Европы российским и белорусским машинам закрыт, как и для европейских перевозчиков закрыт въезд в Республику Беларусь и Россию. В случае взаимной отмены ЕС, Россией и Беларусью ограничительных мер основным сдерживающим фактором будут совсем другие факторы, а именно – количество транзитных разрешений.

Если говорить о растущем спросе на автоперевозки из Китая и стран Средней Азии, то можно сказать, что позиции белорусских перевозчиков будут укрепляться, но не так значительно, как бы им хотелось. В свою очередь это окажет значительное влияние на конкурентное положение российских перевозчиков, поскольку откроется новый рынок для белорусских транспортных компаний, в то время как для отечественных перевозчиков новое направление будет не столь уж и привлекательным. Объясняется это тем, что у стран довольно большая разница в объемах грузооборота: в России за 2022 год грузооборот транспорта составил 5,5 трлн тонно-км, в то время как, исходя из информации Белстата, в Белоруссии – 88,6 млрд тонно-км. Результатом станет увеличение белорусских перевозчиков в России, и они могут начать сбивать ставки не только на международные перевозки, но и на внутреннем рынке. Грузооборот в Белоруссии относительно небольшой, его без проблем могут обеспечить местные компании. Поэтому данная перспектива менее привлекательна для российских перевозчиков. Вполне вероятно возникновении ситуации, когда белорусские перевозчики смогут загружаться внутри России местными грузами, в то время как российские на белорусском рынке-нет. Например, на данный момент перевозка Россия-Турция для Белоруссии уже считается перевозкой в третью страну, а для России, соответственно, двусторонней.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение