Образовательный ценз у специалиста в сфере закупок (контрактного управляющего)

Образовательный ценз у специалиста в сфере закупок (контрактного управляющего)

Сразу определим, что специалист в сфере закупок может действовать как со стороны Заказчика, так и со стороны Поставщика.

Если мы рассматриваем специалиста со стороны Заказчика, то это работник государственного учреждения, или госкорпорации, или государственного предприятия. В любом случае на все указанные организации распространяется Постановление Правительства № 584, где сказано о том, что эти организации должны были перейти на профессиональные стандарты с 1 января 2020 года.

Один из пунктов перехода – приведение образовательного ценза работников к требованиям профессиональных стандартов. Для этого обратится к самому профессиональному стандарту специалиста в сфере закупок.

В этом профстандарте обобщенные трудовые функции начинаются с 5-го и продолжаются по 8-й уровень.

Всего их четыре.

  1. Первая обобщенная трудовая функция – обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Эта функция связана с подготовкой закупочной документации. Сюда входит составление технического задания, описание объекта закупки, расчет начальной максимальной цены контракта и т. п. Любая закупка начинается с этого. И любой специалист в сфере закупок со стороны Заказчика это делает.

  1. Вторая обобщенная трудовая функция – осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Эта обобщенная трудовая функция связана с проведением конкурсной процедуры на торговой площадке. Предполагается, что ее должен делать отдельный работник. Но в реальных условиях в государственных учреждениях работает, в лучшем случае, один специалист в сфере закупок, в худшем – на кого-то возложены обязанности по совместительству либо совмещение по приказу организации. Это означает, что единственный специалист в сфере закупок должен соответствовать по образовательному цензу и первой и второй обобщенной трудовой функции, так как профстандарты отталкиваются от вида деятельности и выполняемых функций.

Тут можно встретить возражение, что, дескать, многие государственные учреждения, работающие в рамках 44-ФЗ, переведены на централизацию закупок, что предполагает, что саму конкурсную процедуру проводит орган исполнительной власти, взявший на себя функции по централизации. Например, в Красноярском крае – это агентство краевого заказа для краевых учреждений или агентство муниципального заказа – для муниципальных учреждений. Несомненно, в каждом регионе есть свои аналоги таких структур.

Но, как бы ни были централизованы закупки, специалисту на местах необходимо разбираться в системе торгов на площадках, так как к нему могут быть вопросы и без его участия не всегда централизованные закупки осуществимы в принципе. Ну и, наконец, не все организации подлежат централизации закупок.

Таким образом, специалист в сфере закупок должен соответствовать по образовательному цензу первой и второй обобщенным функциям.

  1. Третья обобщенная трудовая функция – экспертиза результатов закупок, приемка контракта.

Во многих организациях специалисты в сфере закупок утверждают, что практически никогда ее не проводят. Но в ней может возникнуть необходимость, когда речь идет о закупке чего-то нестандартного или специфического. Значит, специалист в сфере закупок должен обладать знаниями и компетенциями в этом направлении и соответствовать по образовательному цензу данному уровню.

  1. Ну и, наконец, четвертая обобщенная трудовая функция – контроль в сфере закупок.

Если в государственных организациях, исходя из объемов их деятельности, присутствует не более одного специалиста в сфере закупок, то он неизбежно в какой-то степени выполняет и эту функцию, таким образом, специалист в сфере закупок должен соответствовать и этой функции.

Теперь рассмотрим требования к образованию или обучению.

В профстандарте нет требования к наименованию специальности или направления обучения, то есть базовое образование по наименованию может быть любым.

Однако при условии, что один-единственный специалист должен соответствовать всем обобщенным трудовым функциям профессионального стандарта, уровень образования должен быть – специалитет или магистратура.

На всех уровнях для всех обобщенных трудовых функций, кроме 5-го уровня и первой обобщенной трудовой функции – требование к образованию гласит: профессиональная переподготовка ИЛИ повышение квалификации в сфере закупок. И только на 5-м уровне, первой обобщенной трудовой функции, в качестве дополнительного требования стоит: «профессиональная переподготовка И повышение квалификации».

Но поскольку, как мы поняли, специалисту в сфере закупок необходимо соответствовать одновременно всем уровням, то тогда ему необходимо получить и профессиональную переподготовку И повышение квалификации.

В этом вопросе мнения специалистов разнятся, многие считают, что на 5-м уровне вообще возникла опечатка и достаточно одного вида дополнительного профессионального образования. Однако мы советуем в случаях таких коллизий все-таки придерживаться правила: соответствовать по максимуму, то есть получить и профессиональную переподготовку, и повышение квалификации. Объяснение такой позиции следующее: когда в праве возникают подобного рода разночтения, то проверяющие надзорные органы также не имеют одинаковой позиции, и может попасться проверяющий, который субъективно придерживается либо той, либо другой точки зрения. Чтобы обезопасить себя, лучше максимально соответствовать требованиям, тем более что в сфере закупок, как нигде, постоянно происходят изменения, и знания нужно обновлять регулярно. Например, 44-ФЗ о контрактной системе был переписан с 2013 года полностью!

Другой вопрос состоит в том, что при обучении в сфере закупок необходимо отдельно учиться в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Совместить обучение одновременно по двум законам нельзя! Любой практикующий специалист, который работает в сфере закупок, это понимает. Хотя, обращаем внимание, профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок написан одновременно для работы в рамках двух законов.

Еще важный момент: сколько часов должно быть повышение квалификации в сфере закупок. Согласно Письму Минэкономразвития России N 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России N АК-553/06 от 12.03.2015 «О направлении методических рекомендаций» минимальный срок обучения специалиста в сфере закупок должен составлять 108 часов. На эту позицию есть возражения о том, что по закону об образовании повышение квалификации начинается от 16 часов, и второе, более сильное утверждение – Министерство экономического развития не является регулятором в сфере закупок. Регулятор – министерство финансов. Но опять же в случае подобных правовых коллизий рекомендуем соответствовать максимальным требованиям, поскольку, как уже говорилось, при проверках должностное лицо может руководствоваться своим субъективным видением, и доказывать свою позицию будет сложно.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение