Ответственность: является ли она soft skill?

Ответственность: является ли она soft skill?
​Согласно Википедии, soft skill – это неспециализированный важный для карьеры надпрофессиональный навык, который отвечает за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и является сквозным, то есть не связанным с конкретной предметной областью.

Однако в Википедии, как и нигде вообще, нет окончательного и бесповоротного списка качеств, которые причисляют к мягким навыкам. Разные авторы дают разные перечни. Если посмотреть их, то ответственность как soft skill упоминается мало, однако это не значит, что она им не является. Скорее, ответственность рассматривается как мягкий навык по умолчанию, о котором и говорить-то не стоит. Он должен быть, и всё. Но это вредное заблуждение хотя бы потому, что содержание понятия «ответственность» за последние годы существенно изменилось и расширилось.

Так, в Большом толковом словаре ответственность определяется как «обязанность отвечать за последствия предпринимаемых действий; возможность понести наказание за плохие результаты какой-либо деятельности». Эту дефиницию следует считать неполной и устаревшей.

Более точно и современно говорить об ответственности как о сознательной деятельности человека, которая помогает ему регулировать собственное поведение, выражая своё отношение к себе (своим эмоциям, своим ценностям, своим обязанностям), к другим людям и взаимодействию с ними, а также к миру в целом. Коротко говоря, ответственность – это умение принимать решения сознательно, а также придерживаться таких моделей поведения, которые позволяют стать лучше самому человеку и помочь другим самосовершенствоваться.

Если рассматривать ответственность только в профессиональной жизни человека, то сейчас предполагается, что сотрудник отвечает не только за выполнение своих должностных обязанностей, достижение собственных карьерных целей, свои ошибки и просчёты, но и частично за реализацию целей компании, а значит, он может проявлять инициативу, выдвигая предложения о том, что нужно делать, чтобы быстрее и проще развивать бизнес своего работодателя.

Поэтому менеджеры и должны давать каждому работнику простор для проявления его ответственности. Ведь часто в компании решения принимает только руководство и – в лучшем случае – два-три наиболее активных линейных сотрудника, а все остальные перекладывают бремя выбора на них.

Если так и есть, систему нужно постепенно перестраивать: любой работник организации должен уметь принимать решения и отвечать за них. Ведь наиболее верные выводы обычно делает тот, кто находится к проблеме ближе всего, у кого больше опыта в данной сфере и кто имеет необходимые рабочие контакты. Хотя если линейный сотрудник понимает, что на его уровне невозможно сделать оптимальный выбор, то он должен быстро это понимать и сообщать о проблеме наверх.

Самый простой и яркий пример такого подхода – написание программного кода. IT-специалист десятки раз в день принимает решение, какой из существующих вариантов выбрать, и несёт за него ответственность, поскольку в случае ошибки ему саму и придётся всё исправлять. Если на каждой подобной развилке программист будет советоваться с непосредственным руководителем, то разработка затянется на неопределённое время.

У представителей многих профессий часто бывают ситуации, когда решение нужно принимать самостоятельно и молниеносно. Например, у врачей, водителей, лётчиков и т. д. И, что бы человек ни выбрал в сложный момент, ответственность – моральную и юридическую – нести только ему.

Вот почему ответственность, как и любой мягкий навык, лучше прокачивать на практике, для чего нужно:

- Определять цели, чтобы понимать, зачем вы выполняете какие-либо действия. Здесь важно всегда держаться зоны своего контроля и понимать, что зависит только от вас и за что вы можете отвечать полностью, а что лежит за пределами вашего влияния. Например, вы можете приготовить ужин – это в вашей власти, это ваши действия. А вот понравится ли он вашим домочадцам, от вас напрямую уже не зависит, поскольку это уже последствия ваших действий.

- Формировать полезные привычки. Например, учиться расставлять приоритеты или делегировать часть своих обязанностей.

- Быть честным с собой и с другими, признавая свои ошибки. Человеку свойственно ошибаться, это неотъемлемая часть его природы.

- Анализировать свои промахи, чтобы избегать их в будущем.

- Вознаграждать себя даже за небольшие успехи.

В этом и состоит суть ответственности: регулярно делать выбор в частной и профессиональной жизни, получая профиты или покрывая убытки от его последствий.

Ответственные люди отличаются от безответственных большей самостоятельностью и высоким уровнем самомотивации, а значит, им не требуется постоянный контроль. Они и без него работают продуктивно, а значит, успешны в своей профессиональной деятельности.

Поделиться:

Менеджмент персонала: современные тенденции
Авторский надзор: как организовать его работу?

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
24.06.2022
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Последние коментарии

Александр Михайлов Новые правила продления срока пребывания иностранных граждан
03 июня 2021
Добрый день! Гражданам ЕАЭС на основании трудового договора миграционный учет продлевается до года. ...
Крюкова Виктория Павловна Инновации как фактор развития общества
02 февраля 2021
Автор очень интересно написал статью, прочитала на одном дыхании!
Гость Новый порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации
12 ноября 2019
Доброго дня!Почему при подачи документов на ВНЖ (по родителям) затребовали оригинал паспорта родите...
Maria Khachaturova Новый порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации
16 сентября 2019
Добрый день! Спасибо за развёрнутый комментарий! Подскажите, где можно найти список документов для В...

Календарь

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Популярные категории

KPI