Разработка профилей должностей

razrabotka-profiley

Экспертиза вакансии (анализ должности) – процедура оценки вакантной должности, включающая в себя анализ рабочей деятельности на конкретном месте.

Цели экспертизы вакансии:

  • составление должностной инструкции;
  • определение требований к кандидату (критериев отбора из числа имеющихся кандидатов или компетенций).

Описание должности (Job description) – основной документ, регламентирующий назначение и место работника в системе управления, функциональные обязанности, права, ответственность, связи по должности, формы наказания и поощрения.

Анализ должности производится при помощи опроса руководителей, начальников подразделений и специалистов. Они отвечают на следующие вопросы:

  • для достижения каких целей компании создаётся (существует) данная должность?
  • в каких направлениях деятельности компании (существующих или перспективных) будет задействован новый сотрудник?
  • какие функции будет осуществлять сотрудник для достижения целей компании, работая в каждом направлении?
  • что должен делать (какие задачи должен решать) новый сотрудник?
  • что является результатом выполнения каждой задачи?
  • каковы критерии качества при выполнении каждой задачи?
  • как часто выполняется каждая задача?
  • с кем надо взаимодействовать при выполнении каждой конкретной задачи?
  • какие должности стоят «над» данной должностью?
  • кто и в какой форме даёт указания?
  • сколько сотрудников подчиняется этой должностной позиции?
  • кто проверяет результат и корректирует выполнение каждой задачи?
  • каковы сроки и правила отчётности?

Пример анализа деятельности на рабочем месте

Компания N – торговое предприятие с численностью персонала 80 человек. Работает на российском рынке. Руководит компанией генеральный директор, который является одним из акционеров. В перспективе компания планирует выйти на международный рынок (ближнего зарубежья). Компания закупает товар у производителей, имеет дилерскую сеть в Москве и регионах России. Основные формы торговли: крупный и мелкий опт.

Вакантная должность: юрист; должность создана впервые.

Для достижения каких целей компании создаётся (существует) данная должность: чтобы повысить эффективность компании через правовую защиту её интересов.

В каких направлениях деятельности компании (существующих или перспективных) будет задействован новый сотрудник:

- существующее направление (торговля на российском рынке);

- перспективное направление (торговля на международном рынке).

Какие функции будет осуществлять сотрудник для достижения целей компании, работая в каждом направлении?

Основные функции:

- оптимизация заключаемых договоров с российскими клиентами и поставщиками;

- юридическое сопровождение деятельности компании.

В перспективе к основным функциям добавятся:

- оптимизация заключаемых договоров с российскими и зарубежными клиентами;

- юридическое сопровождение деятельности компании на международном рынке.

Что должен делать (какие задачи должен решать) новый сотрудник:

- составляет тексты договоров на русском и английском языках;

- анализирует договоры контрагентов на русском и английском языках;

- проводит переговоры;

- согласовывает окончательный текст договора;

- консультирует персонал по юридическим вопросам;

- готовит и сопровождает утверждение в государственных органах документов, обеспечивающих правовое существование компании (лицензий, сертификатов, аккредитаций и др.);

- отслеживает изменения в российском законодательстве, информирует о них руководство;

- представляет руководителю компании ежемесячный отчёт о работе с договорами.

Что является результатом выполнения каждой задачи:

- текст договора, защищающий интересы компании, согласованный и подписанный контрагентом;

-своевременные и исчерпывающие консультации персонала;

- утверждённые в соответствующих государственных органах юридические документы;

- служебные записки для руководителей с разъяснением причин невозможности получения документов из государственных органов, планом и сроками решения поставленной задачи;

- служебные записки для руководителей и информационные письма для сотрудников об изменениях в законодательстве;

- ежемесячный отчёт (к 29-му числу каждого месяца) о договорах, которые были в работе за месяц.

Каковы критерии качества при выполнении каждой задачи:

- договор готов в срок;

- договор с поставщиком позволяет получить товар в срок и на максимально выгодных для компании условиях;

- договор с клиентом гарантирует юридическую защиту выплат;

- у контрагентов нет юридических «лазеек» для несоблюдения условий договора;

- консультация сотрудника проведена в день обращения и обеспечила получение необходимой информации;

-юридический документ готов в срок;

- при невозможности получения необходимого документа руководству представлены письменные разъяснения в виде служебной записки;

- в случаях изменений в законодательстве руководству и сотрудникам предоставлена информация на следующий день после официального извещения;

- ежемесячный отчёт представлен руководству 29-го числа каждого месяца.

Как часто выполняется каждая задача:

- по мере поступления (составление текстов договоров, анализ договоров контрагентов, проведение переговоров, согласование окончательного варианта договора, консультирование персонала);

- по решению руководства (подготовка и сопровождение утверждения документов – лицензий, сертификатов, аккредитаций и др.);

- ежедневно: отслеживание изменений в законодательстве;

- по мере возникновения: отслеживание изменений в законодательстве;

- ежемесячно: представление отчёта о работе с договорами.

С кем надо взаимодействовать при выполнении каждой конкретной задачи:

с менеджерами по работе с клиентами, менеджерами по закупкам, руководством компании.

Кому непосредственно подчиняется данный специалист:

заместителю генерального директора.

Кто и в какой форме даёт указания:

- генеральный директор и зам. генерального директора;

- менеджеры по работе с клиентами;

- менеджеры по закупкам.

Сколько сотрудников подчиняется этой должностной позиции:

подчинённых нет; в перспективе планируется создание юридического отдела с численностью персонала до 3-х человек.

Кто проверяет результат и корректирует выполнение каждой задачи:

заместитель генерального директора.

Каковы сроки и правила отчётности:

ежемесячный отчёт представляется генеральному директору и зам. генерального директора 29-го числа.

На основе экспертизы вакансии составляется описание должности и должностная инструкция. В нашем примере задачи юриста можно разделить на обязательные и задачи, которые могут быть освоены на рабочем месте.

Обязательные задачи:

  • составление текстов договоров;
  • анализ договоров контрагентов;
  • проведение переговоров с представителями контрагента по изменению текста договора;
  • согласование окончательного варианта договора с представителями контрагента;
  • консультирование персонала по юридическим вопросам;
  • подготовка и сопровождение в государственных органах документов, обеспечивающих правовое существование компании.

Задачи, которые могут быть освоены на рабочем месте:

  • отслеживание изменений в российском законодательстве, касающихся деятельности компании, и информирование о них руководства и сотрудников;
  • представление ежемесячного отчёта руководству;
  • составление текстов договоров на английском языке;
  • анализ договоров контрагентов на английском языке;
  • проведение переговоров с представителями контрагента по изменению текста договора на английском языке;
  • согласование окончательного варианта договора с представителями контрагента;
  • отслеживание изменений, касающихся деятельности компании, в законодательстве стран, с которыми планируется сотрудничество, и своевременное информирование о них руководства и сотрудников компании.

После описания должности (составления должностной инструкции) можно переходить к профилированию должностей, т.е. к формулированию компетенций для каждой должности (корпоративных, управленческих, профессиональных и компетенций личной эффективности).

Требования к профилированию должностей

  • Нет абсолютно правильных моделей и списков компетенций, потому что в каждой компании присутствует специфика бизнеса.
  • Каждая должность имеет свой уникальный перечень компетенций (даже в кадровом делопроизводстве должностные инструкции вряд ли совпадают).
  • Есть принятые стандарты, например, руководитель всегда должен обладать лидерскими компетенциями, бухгалтер должен быть усидчивым и внимательным, а продавец – общительным и активным.
  • Рекомендуется выделять ключевые компетенции, количество которых не должно превышать 10 (лучше всего 4-6 качеств, чтобы они «работали»).
  • Необходимо искать однозначные формулировки компетенций (с помощью словаря и мозговой атаки). Нужно также формулировать точные поведенческие примеры к каждому качеству.
Компетентностный подход в подборе персонала
Глобальные изменения института миграционного учета...

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
26.09.2018
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Календарь

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Последние записи

Последние коментарии

ВКС после РВП Что делать если: ВКС получил разрешение на временное проживание
26 июля 2018
Добрый день! А если уже есть РВП, но хочу оформить ВНЖ ВКС (т.к. оно оформляется 3 месяца вместо 6-т...
Елена Порядок трудоустройства иностранных работников в свете изменения института миграционного учета
19 июля 2018
Здравствуйте! У нас разрешают организациям арендовывать жильё для иностранных работников и ставить и...
Alex Новые правила продления срока пребывания иностранных граждан
05 июня 2018
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Приказа в данном случае продление срока пребывания не производит...
Дмитрий МВД России утвердило новые формы уведомлений о привлечении иностранных работников
20 апреля 2018
Приказ этот как снег на голову свалился. Сегодня завернули курьера с уведомлением о зарплате ВКС. Ка...