Сравнение величины НДФЛ и страховых выплат с доходов иностранных граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам на территории Российской Федерации

Сравнение величины НДФЛ и страховых выплат с доходов иностранных граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам на территории Российской Федерации

В части удержания НДФЛ и социальных выплат с доходов иностранных работников, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам мигрантов можно условно разделить на несколько групп.

1. Граждане государств – участников Договора о ЕАЭС (Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика).

Налоговая ставка [1]:

Доходы в связи с работой по найму облагаются по налоговой ставке 13 %, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации

Страховые взносы [2]:

ОПС: 22 % (с дохода, не превысившего 1 021 000 рублей. С момента, когда доход работника превысит 1 021 000 рублей 10 %);

ОСС: 1,8 % (с дохода, не превысившего 815 000 рублей. Сверх этой величины взносы не уплачиваются);

ОМС: 5,1 %

ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности


Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ

Граждане государств- участников Договора о ЕАЭС Трудовой договор Гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг)
НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС
13 % 22 % 1,8 % 5,1 % В зависимости от ставки 13 % 22 % Х Х При внесении соответствующих условий в договор


2. Иностранные граждане, работающие в России на основании патента (Азербайджанская Республика, Республика Молдова, Украина, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, неграждане Латвии и неграждане Эстонии (апатриды) [3].

Налоговая ставка [4]:

Доходы в связи с работой по найму облагаются по налоговой ставке 13 %, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации на основании полученного патента

Страховые взносы [5]:

ОПС: 22 % (с дохода, не превысившего 1 021 000 рублей. С момента, когда доход работника превысит 1 021 000 рублей 10 %);

ОСС: 1,8 % (с дохода, не превысившего 815 000 рублей. Сверх этой величины взносы не уплачиваются);

ОМС: не уплачиваются

ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности

Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ
Иностранцы, работающие в России по патенту Трудовой договор Гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг)
НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС
13 % 22 % 1,8 % Х В зависимости от ставки 13 % 22 % Х Х При внесении соответствующих условий в договор


3. Иностранные граждане, получившие не патент, а разрешение на работу как студенты-очники в порядке, установленном статьей 13.4 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. В части рассматриваемых вопросов к этой категории относятся и иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.

Налоговая ставка [6]:

Зависит от налогового статуса. Составляет от 30 % до 13 % в зависимости от времени фактического нахождения гражданина на территории России

Страховые взносы [5]:

ОПС: 22 % (с дохода, не превысившего 1 021 000 рублей. С момента, когда доход работника превысит 1 021 000 рублей 10 %);

ОСС: 1,8 % (с дохода, не превысившего 815 000 рублей. Сверх этой величины взносы не уплачиваются);

ОМС: не уплачиваются;

ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности

Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ
Студенты-очники и визовые иностранцы Трудовой договор Гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг)
НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС
30\13 % 22 % 1,8 % Х В зависимости от ставки 30\13 % 22 % Х Х При внесении соответствующих условий в договор


4. Иностранные высококвалифицированные специалисты (вне зависимости от гражданства)

Налоговая ставка [7]:

Доходы в связи с работой по найму облагаются по налоговой ставке 13 %, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации при наличии разрешения на работу высококвалифицированного специалиста

Страховые взносы [8]:

ОПС: не уплачиваются;

ОСС: не уплачиваются;

ОМС: не уплачиваются;

ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности

Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ
Иностранные ВКС Трудовой договор Гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг)
НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС
13 % Х Х Х В зависимости от ставки 13 % Х Х Х При внесении соответствующих условий в договор


5. Иностранные граждане, участники Государственной программы по переселению соотечественников и члены их семей (вписанные в Свидетельство участника Госпрограммы)

Налоговая ставка [9]:

Доходы в связи с работой по найму облагаются по налоговой ставке 13 %, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации при наличии Свидетельства участника Госпрограммы

Страховые взносы [10]:

ОПС: 22 % (с дохода, не превысившего 1 021 000 рублей. С момента, когда доход работника превысит 1 021 000 рублей 10 %);

ОСС: 1,8 % (с дохода, не превысившего 815 000 рублей. Сверх этой величины взносы не уплачиваются);

ОМС: не уплачиваются;

ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности

Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ
Участники Госпрограммы переселения соотечественников и члены их семей Трудовой договор Гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг)
НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС
13 % 22 % 1,8 % Х В зависимости от ставки 13 % 22 % Х Х При внесении соответствующих условий в договор


6. Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации (вне зависимости от гражданства)

Налоговая ставка [11]:

Зависит от налогового статуса. Составляет от 30 % до 13 % в зависимости от времени фактического нахождения гражданина на территории России

Страховые взносы [12]:

ОПС: 22 % (с дохода, не превысившего 1 021 000 рублей. С момента, когда доход работника превысит 1 021 000 рублей 10 %);

ОСС: 2.9 % (с дохода, не превысившего 815 000 рублей. Сверх этой величины взносы не уплачиваются);

ОМС: 5,1 %

ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности

Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ 

Иностранцы, получившие РВП или ВнЖ Трудовой договор Гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг)
НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС
30\13 % 22 % 2,9 % 5,1% В зависимости от ставки 30\13 % 22 % Х Х При внесении соответствующих условий в договор

7. Иностранные граждане, получившие временное убежище в Российской Федерации (вне зависимости от гражданства)

Иностранные граждане, признанные беженцами в Российской Федерации (вне зависимости от гражданства)

Налоговая ставка [13]:

Доходы в связи с работой по найму облагаются по налоговой ставке 13 %, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации при наличии Удостоверения беженца или Свидетельства о предоставлении временного убежища

Страховые взносы [14]:

ОПС: 22 % (с дохода, не превысившего 1 021 000 рублей. С момента, когда доход работника превысит 1 021 000 рублей 10 %);

ОСС: 1,8 % (с дохода, не превысившего 815 000 рублей. Сверх этой величины взносы не уплачиваются);

ОМС: 5,1 %;

ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности

Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ
Иностранцы, получившие временное убежище или удостоверение беженца Трудовой договор Гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг)
НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС НДФЛ ОПС ОСС ОМС ОСС на НС
13 % 22 % 1,8 % 5,1% В зависимости от ставки 13 % 22 % Х Х При внесении соответствующих условий в договор

Получается, что самыми «невыгодными» следует признать мигрантов, получивших РВП, ВнЖ, статус беженца или временное убежище, хотя их принято считать привилегированными в части трудоустройства – получать разрешительные документы на право работать им не требуется.

А вот иностранные ВКС, наоборот, выгодны, но их привлечение возможно лишь при гарантированной выплате им 167 000 рублей в месяц (хотя существуют схемы обойти и это ограничение).

Таким образом, в части оптимизации налогообложения и социального страхования мигранты действительно являются инструментом «налогового планирования», а каждое предприятие или организация с учетом изложенной информации может выстраивать акценты на той или другой категории иностранных работников. Однако, на практике, установленные миграционным законодательством ограничения и обязательные требования, как правило, нивелируют все преимущества той или иной категории мигрантов в части социального страхования и налогообложения.

[1] Смотри: пункт 10 статьи 98 Договора о ЕАЭС, Письмо ФНС России от 03.02.2015 N БС-4-11/1561, Письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703, Письмо ФНС России от 03.02.2015 N БС-4-11/1561 «О налогообложении доходов физических лиц» (вместе с Письмом Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703), Письмо ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ «О налогообложении доходов физических лиц»;

[2] Пункт 5 статьи 96 и пункт 3 статьи 98 и пункт 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС, статья 426 НК РФ, Письмо Минтруда России от 05.12.2014 № 17-1/10/В-8313, Письмо Минтруда России от 31.03.2015 N 17-3/В-155, Письмо Минтруда от 16.11.2016 N 17-3/ООГ-1534, Письмо Минздрава России от 20.07.2017 N 11-8/3077;

[3] В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2008 № 977 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике» данная категория граждан въезжает в Россию в порядке, не требующем получения визы и имеет право осуществлять трудовую деятельность на основании патента;

[4] Пункт 3 статьи 224 НК РФ, Письмо Минфина России от 13 июня 2017 N 03-04-05/36673

[5] Статья 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

[6] Пункт 2 статьи 207, пункт 3 статьи 224 НК РФ, Письмо ФНС России от 28.12.2005 N 04-1-04/929 «О правомерности удержания налога», Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-06/6-110, Письмо ФНС России от 22.07.2011 № ЕД-4-3/11900@;

[7] Пункт 3 статьи 224 НК РФ;

[8] Пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Письма Минфина от 13 ноября 2017 г. N 03-15-06/74702, от 19 декабря 2017 г. N 03-15-06/84898;

[9] Пункт 3 статьи 224 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.08.2012 N ЕД-3-3/2991@;

[10] Пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

[11] ​​Пункт 2 статьи 207, пункт 3 статьи 224 НК РФ. Налоговый Кодекс не причисляет иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство к категориям налогоплательщиков с фиксированной ставкой НДФЛ (разъяснения, данные в Письме ФНС РФ от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/786@, не раскрывают данный вопрос). Таким образом в отношении указанной категории работников целесообразно придерживаться общего принципа исчисления и удержания налога – в зависимости от налогового статуса;

[12] Статья 426 НК РФ, Пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Письмо Минфина от 10 сентября 2018 г. N 03-15-07/64829;

[13] Пункт 3 статьи 224 НК РФ;

[14] Письмо Минтруда России от 17.02.2016 № 17-3/ООГ-229, Письмо Минздрава России от 20 июля 2017 г. N 11-8/3077, Письмо ФФОМС от 8 ноября 2017 г. N 13057/91/и

Установлены ограничения на привлечение иностранных...
Дополнительные методы, применяемые при разработке ...
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
18.12.2018
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Календарь

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Последние записи

Последние коментарии

Володин Евгений Владимирович Вводится обязанность принимающей стороны уведомлять об убытии иностранного гражданина из места пребывания
11 октября 2018
То, что Вы нашли - это хорошо. Вопрос только в том, а что это? Пока не утвержден порядок и форма уве...
Родион Вводится обязанность принимающей стороны уведомлять об убытии иностранного гражданина из места пребывания
09 октября 2018
это было сложно я нашел: https://zashtatom.ru/novosti/utverzhdena-vremennaya-forma-uvedomleniya-ob-u...
Вася Новые правила продления срока пребывания иностранных граждан
02 октября 2018
...в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания...В приказе всего ТРИ пункта...
Адель Вводится обязанность принимающей стороны уведомлять об убытии иностранного гражданина из места пребывания
29 сентября 2018
Где мне взять форму "уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания"???
ВКС после РВП Что делать если: ВКС получил разрешение на временное проживание
26 июля 2018
Добрый день! А если уже есть РВП, но хочу оформить ВНЖ ВКС (т.к. оно оформляется 3 месяца вместо 6-т...