Японский менеджмент: основные черты

Японский менеджмент: основные черты

Поскольку менеджмент – это прежде всего наука управления людьми, а потом уже бизнес-процессами, качеством, финансами и прочим, то она имеет ярко выраженные национальные черты, связанные с особенностями менталитета, культуры, истории и географии каждого народа. Однако это не значит, что руководители не могут изучать и брать на вооружение чужой опыт и заграничные инструменты управления. Конечно же, адаптировав в их под реалии свой страны и своей компании.

В этом смысле наиболее интересным и полезным является изучение основных черт японского менеджмента, который достиг небывалых высот в деле управления людьми и качеством продукции. Доказательство тому – бурный рост экономики островного государства после Второй мировой войны.

Небогатая полезными ископаемыми Япония была вынуждена развиваться за счёт своего единственного достаточного ресурса – человеческого. И создавать условия, в которых этот ресурс раскрывался бы с максимальной полнотой.

Основные черты японского менеджмента в управлении персоналом

  • хороший сотрудник, в том числе руководитель, должен уметь работать на нескольких участках фирмы, то есть владеть двумя-тремя смежными специальностями;

  • каждый работник имеет возможность использовать и развивать свои навыки, получая от этого удовлетворение;

  • лояльность сотрудников – ключевой фактор эффективной работы. Японцы считают коллектив второй семьёй, поэтому приходят вовремя и трудятся преданно и методично;

  • люди, долгое время работающие вместе, создают систему самомотивации, поэтому управлять ими можно путём рекомендаций, а не директив, поскольку каждый сам знает, что он должен делать, и делает это;

  • менеджмент не имеет излишних привилегий: начальники и подчинённые работают по одним правилам, обедают в одной столовой, носят одинаковую униформу и подчиняются мягкой системе субординации – любой сотрудник может обратиться к руководителю за советом;

  • в случае снижения производства зарплату урезают в первую очередь руководителям, что оказывает на весь коллектив хороший нравственный эффект и придаёт всем сил скорее выбраться из финансовой ямы;

  • пряник действеннее кнута: в Японии работники награждаются деньгами, грамотами, подарками или дополнительным отпуском за рационализаторские предложения, отличное прохождение учебных курсов, добросовестное выполнение обязанностей, преданность делу, спасение жизни;

  • восприимчивость к новому – залог успешного развития. Японцы постоянно изучают и внедряют чужой опыт управления;

  • непрерывное обучение персонала – обязательный элемент инновационных производств и бизнес-систем. Вложения в профессиональное развитие сотрудников считаются выгодными инвестициями;

  • решения принимаются в ходе группового обсуждения. Это называется участвующим управлением. Инициатива здесь направлена снизу вверх, а ответственность за реализацию задачи несёт не только руководитель, но и работник, предложивший ноу-хау.

Основные черты японского менеджмента в управлении качеством

Японская система менеджмента качества – канбан – появилась в 1950-х в компании «Тойота». Она позволяет выстроить работу так, чтобы каждый участок производства заказывал столько комплектующих, сколько необходимо для производства небольшой партии продукции. Это помогает избежать потерь (времени и качества), излишков и неравномерности производства. Канбан позволяет давать одинаковую загрузку всем этапам производства и сохранить баланс между работой и вынужденными простоями.

Всё это нужно, чтобы поддерживать высокое качество выпускаемой продукции. Качество – это ключевой показатель в японской системе производства. Его объём – это метрика номер два. Поэтому любой рабочий имеет право остановить производственную линию, если не успевает качественно выполнить свой участок работы. В каждой рабочей смене предусмотрен запас времени на устранение возможных неполадок: пока производственная проблема не решена, выпуск продукции останавливается, чтобы не наштамповать брак.

Отсюда вытекает ещё один важный канбан-принцип: лучше простаивать, чем делать ненужную работу (выпускать бракованную продукцию).

Также есть принципы, которые в равной степени можно отнести и к управлению персоналом, и к управлению качеством:

  • минимум бюрократии: многие вопросы/задачи решаются в устном режиме;

  • и производство, и сотрудники всегда готовы к быстрой трансформации вслед за изменения предпочтений потребителей или глобальными экономическими или эпидемическими процессами.

Таким образом, секреты успеха японского менеджмента состоят в доверии сотрудникам и в опоре на их сильные личностные и профессиональные качества, что позволяет методично повышать производительность труда и выпускать продукцию высочайшего качества.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение