Делегирование: как грамотно его осуществлять

Делегирование: как грамотно его осуществлять

В 2014 году Gallup провела исследование компаний из списка Inc.500 и выяснила, что у фирм, руководители которых грамотно делегируют, выручка на треть больше, чем у тех, чей менеджмент не умеет этого делать. Очевидно, что правильное делегирование повышает эффективность операционных процессов компании, выполняя следующие функции:

  • высвобождение времени руководителя, чтобы он мог выполнять управленческие задачи высокого уровня: тактика и стратегия развития компании, аналитика, переговоры с партнёрами;

  • обеспечение профессионального и личностного роста сотрудников, которые могут перенять знания, умения и навыки своего начальника;

  • ускорение работы специалистов;

  • уменьшение bus-фактора: подготовка компании и её коллектива к работе в непредвиденных обстоятельствах – люди будут знать порядок действий во время отсутствия менеджера.

Когда стоит делегировать свои функции подчинённым? При любом удобном случае. Работа тяготит или не вдохновляет? Служебные обязанности занимают всё больше времени и даже вынуждают отказаться от отпуска? Передайте их, избегая самых распространённых ошибок делегирования:

  1. Ошибка в выборе передаваемой функции, поскольку не все управленческие полномочия можно возлагать на подчинённых. В стоп-лист входят:

  • любое планирование работы предприятия;

  • решения, касающиеся кадров;

  • расчёт эффективности процессов;

  • принципиальные/крупные денежные вопросы;

  • задачи, имеющий высокий риск и/или важность.

  1. Ошибка в выборе работника. Прежде чем передать человеку задачу, следует разобраться, есть ли у него ресурсы для её выполнения (время, компетенции) и интересна ли она ему с точки зрения карьерных перспектив. Разумнее всего делегировать управленческие функции специалистам, отвечающим за операционные процессы, поскольку они лучше знакомы с нюансами ежедневной работы компании.

  2. Нежелание дать сотруднику чёткие инструкции и поддерживать на начальном этапе работы над делегированной задачей. Это может привести к срывам дедлайнов или даже невыполнению порученного дела. Поэтому перед делегированием стоит обстоятельно поговорить с сотрудником, дать ему чёткое ТЗ и точные сроки выполнения задачи, а также предложить в случае возникновения трудностей обращаться за помощью и задавать вопросы.

  3. Вмешательство в уже переданные дела из-за перфекционизма или страха утратить контроль. Часто всё это заканчивается тем, что начальник забирает переданную задачу и выполняет её сам.

  4. Ошибки контроля: или слишком частые проверки, приводящие к параличу работы, либо слишком редкие, опасные получением некачественного результата.

  5. Ошибки тайм-менеджмента, когда руководитель не закладывает время на обучение сотрудника выполнению задачи (на начальном этапе он будет выполнять её медленно), а также на фидбэк, проверку и на возможные доделку или переделку, то есть если задачу нужно завершить в среду, то дедлайн стоит поставить во вторник, тогда в запасе будут сутки. Обратная связь необходима, чтобы повысить авторитет менеджера и укрепить профессиональную самооценку работника.

  6. Ошибка, заключающаяся в приёме некачественно выполненного задания. В этом случае устранять недочёты придётся руководителю, а сотрудник ничему не научится.

В Трудовом кодексе РФ порядок делегирования не прописан. Поэтому руководитель может делегировать свои функции подчинённым в устной либо письменной форме. В последнем случае нужно издать специальный внутренний документ, где будет указано перераспределение части менеджерских полномочий. Допустим, глава HR-департамента начнёт отвечать за соблюдение внутреннего трудового распорядка. Делегирование, однако, требует осторожности, поскольку ТК РФ прямо запрещает требовать от наёмного работника выполнения функций, не зафиксированных в его должностных обязанностях. За нарушение этой нормы закона предусмотрены штрафы: для индивидуальных предпринимателей – 5 тыс. рублей, для организаций – 50 тыс. рублей.

Таким образом, делегирование – это одна из ключевых управленческих компетенций, позволяющая повысить эффективность компании и, как следствие, увеличить её выручку и прибыль. 

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение