Как возвести железнодорожный вокзал за четыре дня

Как возвести железнодорожный вокзал за четыре дня

Новое здание будет служить не меньше 50 лет, при этом выдерживает перепад температур от -60 до +50 градусов – звучит как что-то нереальное. Но на деле речь идет о технологиях модульного строительства, которые стремительно захватывают российский рынок коммерческого и жилого домостроения. Технопарк «Айра» рассказал Archi.ru об особенностях технологии на примере своего последнего успешного кейса, нашумевшего в СМИ «капсульного вокзала» в Екатеринбурге на станции Шарташ.

В июле 2023 года в Екатеринбурге прошла презентация первого в России капсульного автономного вокзала. Футуристическое здание из бруса с отделкой стеклопластиком напоминает скоростной поезд с панорамным остеклением. Внутри него разместился зал ожидания с сидячими местами, кабинка для двух кассиров и санузел с автономной системой подачи воды и слива канализации. Вокзал вырос на станции всего за четыре дня и благодаря этому, а еще выдающемуся внешнему виду и технологическому оснащению, попал во многие российские СМИ. Хочется думать, что это станет новой точкой отсчета в развитии тиражируемого модульного строительства в России, но не все так просто.

«Времянки» остались в прошлом  

Серийный модульный проект вокзалов разработан специально для пригородных станций по заказу РЖД с учетом их специфики Технопарком «Айра». Компания последние два года активно развивает новое направление на двух своих производствах в Грозном и Санкт-Петербурге. Под брендом AIRA Homes налажен выпуск готовых конструкций под разные нужды бизнеса и жизни, а также вся сопутствующая инфраструктура.

Модульное строительство, по сути, творческий наследник принципа еще советской широко распространенной технологии, при которой строительные и монтажные работы полностью вынесены за пределы площадки. При этом качество финального продукта кратно превышает «панельки» из прошлого за счет все той же типизации технических решений, и на выходе получается продукт, не уступающий по характеристикам капитальным строениям. Главное отличие от панельного домостроения, которое так было популярно во всем мире начиная с 1950-х годов – это то, что в модульном строительстве здание создается из готовых ячеек-модулей, что позволяет достраивать и дополнять его уже в процессе эксплуатации, а не только на этапе возведения наружного контура.

Каркас капсульного дома изготавливается из высококачественной сухой строганой антисептированной древесины, (обработанной огнезащитным составом) и LVL-бруса, которые выдерживают все особенности российского климата. Для каркаса материал распиливается с замками на фрезерном станке с ЧПУ. Так он собирается быстро и качественно, как конструктор, выдерживаются диагонали и жесткость, а каждая деталь имеет свой уникальный код и соединяется с соседней через шип-паз. Это гарантирует точное положение детали и исключает возможность ошибки. Фасад изготавливается из дерева или сверхпрочного монолитного стеклопластика, который принимает форму дома. Внутренняя отделка тоже закладывается еще на стадии завода: панели для «внутрянки» фрезеруются на станке с ЧПУ. Это позволяет сделать рисунок на них уникальным, высокого качества и заранее предусмотреть все технологические отверстия под розетки, выключатели и освещение. Новая технология на российском рынке уже прошла испытания погодными условиями.

Таким образом, на площадку приезжает уже готовый суперблок, созданный на заводе при соблюдении температурного режима, без осадков и с контролируемой влажностью, с хорошим освещением, на специализированном стационарном оборудовании с удобной подачей стройматериалов. В AIRA Homes изготовление модулей занимает до 12 дней. Минимально возможная площадь модуля – 13 м², это блок размером 6,2 х 2,4 с высотой потолка 2,8 метра. Вес готового модуля составляет до 2,5 тонн. По желанию заказчика блок может быть представлен как в базовой, так и в полной комплектации – со встроенной мебелью, готовыми к подключению коммуникациями. Наружная отделка стеклопластиком позволяет придать дому уникальный облик за счет вырезания любого рисунка и встраиваемой подсветки, а сам материал обеспечивает высокую стойкость к ультрафиолетовому излучению, перепадам температур, механическим повреждениям, фасады не подвергаются коррозии и расслоению. Крышу вокзала можно сделать эксплуатируемой – расположив на ней, например, зону для отдыха.

С завода готовый блок везется на строительную площадку, причем в плане транспортировки все организовано достаточно просто – модуль стандартного размера имеет транспортировочный габарит, позволяющий перемещать его на фуре или ж/д транспортом без дополнительного согласования. Например, путь капсульного автономного вокзала от производства в Грозном до Екатеринбурга занял всего 2 дня. И уже на площадке из готовых модулей собирается нужный объект по принципу конструктора. Это занимает еще 2-4 дня. Разрешение на строительство не нужно, капитальный фундамент тоже не требуется. При необходимости в процессе эксплуатации объект может быть увеличен за счет прибавления к нему нового модуля: на примере того же вокзала к нему можно добавить модуль с кафе в том же стиле.

Работы ведутся тихо, чисто и быстро, что особо актуально для тех случаев, когда речь идет о сооружениях с непрерывным функционированием. Однако стоит учесть, что определенным недостатком модульного строительства является его техническая сложность. Требуются большие вложения в оснащение завода по производству таких конструкций современным оборудованием, модернизация текущего производства тоже непроста и затратна. Поэтому в ближайшие несколько лет говорить о существенной дешевизне этого метода не приходится, но со временем удешевление может происходить за счет роста производств. Помимо хорошей технологической базы, нужна четко выстроенная цепочка от проектирования всего объекта в целом до финальной логистики, чтобы обеспечивать одно из главных конкурентных преимуществ – скорость. 

Технологии модульного строительства позволяют быстро и надежно возводить конструкции в тех условиях, где условий, собственно, особо и нет. Например, в зонах экстремальных температур – Крайний Север или засушливая пустынная местность, на участках со сложным гористым рельефом. Быстрый монтаж готового блока – и вот уже буквально за три дня здание готово к эксплуатации. Эксплуатировать его в сложных климатических реалиях позволяет еще и то, что корпуса модулей могут быть облицованы не только древесиной, но и монолитным широкоформатным стеклопластиком: такой используют в авиа- и кораблестроении, он не деформируется в соленой агрессивной среде и выдерживает сильные перепады давления.

Еще одним плюсом является полная автономность: не нужен ни капитальный фундамент, ни подключение к коммуникациям, что делает возможной его установку практически в любом месте. Например, в капсульном вокзале реализована автономная канализация – есть система очистки воды, вакуумный санузел. При желании электричество можно запитать от генератора. Но также можно подключить и к капитальным коммуникациям, к общегородской канализации. Благодаря автономности постройки, таким способом можно возводить не только вокзалы, но и больницы, мобильные госпитали, пункты вакцинации, обогрева и т.д. установленные в труднодоступных местах.

Технопарк «Айра» занимается не только модульным строительством, но и благоустройством городов и приглашает архитекторов к сотрудничеству.

Новая реальность: экономия и экология

Модульное строительство становится популярным в частном домостроении, потому что попадает в несколько актуальных трендов. Неуклонно растет разрыв между заработком среднестатистического горожанина и стоимостью квартир вкупе с высокими ипотечными ставками. Уже сегодня в столичных регионах свое жилье становится все менее доступным. Затраты на создание и возведение модуля целиком сравнятся с первым ипотечным взносом за жилье аналогичной площади в многоквартирном доме. И составят от 1,7 до 3,3 млн. за модуль площадью 26 м². Пока все, правда, ограничивается частными инициативами. Несмотря на существование предпосылок по использованию модулей при возведении многоквартирников, все не так однозначно.

В России в 2022 году был принят национальный стандарт «зеленого» строительства для новостроек. Это стимулирующая мера, чтобы создавать инновационные продукты, новые технологии, снижать производственные затраты. А еще пожелание к сокращению сроков строительства за счет развития новых технологий зафиксировано в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Но пока со стороны застройщиков нет тех, кто изъявлял бы желание применять опыт модульного строительства – ведь в таком случае нужно будет переоборудовать текущие мощности и перестраивать заводы на более новые и современные. Капсульные дома входят в моду и в других странах, особенно с высокоразвитой экономикой.

Согласно данным отчета Research And Markets, к 2027 году мировой рынок модульных домов достигнет примерно 23,7 млрд долларов при среднегодовом темпе роста в 5,3% за 5 лет. Второй тренд, более глобальный – это экологическая повестка, захватывающая все больше аспектов отрасли. По данным международного исследования ООН в 2022 году, уже сегодня на долю строительного сектора приходится до 40% от потребляемой мощности энергии, и при этом выбросы углекислого газа достигли рекордных показателей в 10 гигатонн эквивалента CO2.

Благодаря тому, что модульные дома собираются в заводских условиях с точным соблюдением технологии, при их производстве получается меньше отходов, а сами «капсулы» имеют срок службы до 50 лет, причем их утилизация очень проста. Энергоэффективные и долговечные конструкции помогают уменьшить выбросы парниковых газов за счет сокращения потребления древесины, а еще требуют меньше потребления энергии в сравнении с каменными зданиями. Кроме того, они изготавливаются быстро – в AIRA Homes весь процесс занимает до 12 дней для стандартной «капсулы».    Но будем надеяться, что всего через несколько десятков лет мы будем спрашивать, не «Кто построил этот дом?», а «Какой марки у вас дом?».

Перспективы для страны и бизнеса

В России на сегодняшний день у модульного строительства наибольшие перспективы именно в создании объектов коммерческой и социальной инфраструктуры. В 2022 году в России была разработана целая "дорожная карта", исполнение которой позволит получить высокие стандарты и своды правил, связанные с применением модульных конструкций и методами их испытания, а также для упрощения прохождения строительной экспертизы. Быстрота изготовления, легковозводимость, устойчивость к разным климатическим условиям и транспортабельность делает его крайне привлекательным для разных отраслей.

Успешный опыт возведения капсульного вокзала в Шарташе тому пример. Интересна технология и административным учреждениям: в 2023 году в Москве в Вознесенском переулке появилось новое двухэтажное модульное здание на 840 м², построенное для нужд Правительства Москвы.

Но, пожалуй, наибольший рост модульного строительства ждет в ближайшее время туристический бизнес. На 2023-2024 гг. Минстрой выделил более 8 млрд рублей в виде субсидий на строительство модульных некапитальных построек для туристов: 3,8 млрд. в 2023, и 4,09 млрд. в 2024 году. Причем в сентябре этого года стало известно о дополнительных 10 млрд., которых выделили на модульные дома.

Программа действует в 38 регионах, чтобы стало возможным быстро вводить в эксплуатацию объекты размещения и удовлетворять спрос, возникший из-за взрывного роста внутреннего туризма. Максимальный размер такой субсидии – 1,5 млн рублей на один номер в модульном некапитальном средстве размещения и не больше 50% от стоимости инвестиционного проекта. При этом не требуется закрывать гостиницу или отель на реконструкцию, так как увеличение номерного фонда получается за счет установки капсул на простой фундамент в короткие сроки.

Дело не только в экономии собственников: модульные дома могут быть установлены даже на тех территориях, где традиционная стройка невозможна ввиду особого охранного статуса земель. Глемпинг с видом на горы, кэмпинг у озера – капсульные конструкции расширяют возможности туристического бизнеса и выглядят крайне фотогенично по сравнению с традиционными некапитальными строениями. В них могут быть расположены как индивидуальные номера, так и все административно-хозяйственные постройки: бани, спортивные залы, кафе, ресепшн.

Подводя итоги

Динамичность жизни, скорость ведения бизнеса и запросы современного человека с каждым годом растут. Из главных тенденций в строительстве в ближайшие годы выделяется сразу несколько: это и использование инновационных материалов, и экологическая повестка, которая диктует бережное умное строительство, и взрывное развитие новых технологий в проектировании и управлении проектов, которое ведет к удешевлению процессов. Модульные дома отвечают и главным требованиям людей и бизнеса и находятся в русле общих крупных трендов.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение