Проверочные листы МВД России. Особенности применения.

20190307-052820..03.2019

Приказом МВД России от 29.01.2019г. № 42 утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при проверке соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, привлекающими к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются принимающей или приглашающей стороной. С текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201902280021

Напомню, что использование проверочных листов при проведении плановых проверок [1] обязательно и регламентировано частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 6 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. № 1162 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции". Согласно Письму Генеральной прокуратуры РФ от 9 февраля 2018 г. N 76/2-156-2018 «если проверочные листы не утверждены, а обязанность их использования предусмотрена положением о виде государственного контроля (надзора), в ходе его осуществления не допускается проведение плановых проверок». Вместе с тем, МВД России по итогам 11 месяцев работы в 2018 году отрапортовало о проведении 855 плановых проверок [2].

Таким образом, в настоящее время у органов МВД России появилась возможность проводить плановые проверки на законных основаниях.

Что из себя представляют проверочные листы?

Проверочный лист по форме, утв. Приложением № 1 к Приказу применяется при проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекающих к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан и содержит варианты ответов «да», «нет», «не относится, не требуется», а также ссылки на нормы законодательства, соблюдение положений которых собственно проверяются.

Очевидно, предполагается, что ответ «нет» будет означать нарушение положений действующего законодательства и привлечение к административной ответственности.

Разберем на практике порядок заполнения проверочного листа применительно к сформулированным в нем вопросам.

Вопрос № 1 имеет отношение к организациям, привлекающим иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы (квотники, внеквотники, граждане Франции и Южной Кореи, привлекаемые в рамках двусторонних соглашений), для найма которых требуется получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников. Следовательно, организации, работающие с мигрантами, не относящимся к данным категориям, будут выбирать в качестве ответа «не относится, не требуется». Так же будут поступать те, у кого иностранцы не работают в принципе.

Вопрос № 2 касается всех без исключения и направлен на выявление фактов уклонения работодателей (заказчиков работ/услуг) от оформления отношений с иностранными гражданами. Вариант ответа «не относится, не требуется» будут выбирать те, у кого мигранты не работают.

Вопрос № 3 согласно приведенным ссылкам на нормы Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) относится к тем, у кого работают:

  • иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы (квотники, внеквотники, граждане Франции и Южной Кореи, привлекаемые в рамках двусторонних соглашений);
  • иностранные высококвалифицированные специалисты (вне зависимости от гражданской принадлежности);
  • иностранные граждане, работающие в России на основании патентов (граждане Азербайджана, Молдовы, Узбекистана, Украины, Таджикистана, неграждане Латвии и Эстонии - апатриды);
  • иностранные студенты, обучающиеся по очной форме обучения (имеющие право на получение разрешения на работу в порядке статьи 13.4 Закона;
  • иностранные граждане, вне зависимости от гражданской принадлежности, имеющие право на получение разрешения на работу в порядке статьи 13.5 Закона [3].

Соответственно те, кто привлекает иностранных граждан, не относящихся к указанным выше категориям выбирают ответ «не относится, не требуется».

Вопрос № 4 имеет отношение ко всем организациям, привлекающим иностранных граждан. Исключение составляют те, у кого работают одни только граждане Республики Беларусь [4]. Именно они и будут использовать вариант ответа «не относится, не требуется».

Вопрос № 5 ориентирован на организации, привлекающие иностранных граждан, работающих в России на основании патентов и разрешений на работу. Следовательно те, кто работает с мигрантами, которым не требуются разрешительные документы (к таким относятся иностранцы перечисленные в пункте 4 статьи 13 Закона, а также граждане государств-членов ЕАЭС: Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии) в выборе ответа используют вариант «не относится, не требуется».

Вопрос № 6 опять же ориентирован на организации, привлекающие иностранных граждан, работающих в России на основании патентов и разрешений на работу и нацелен на выявление нарушений связанных с работой мигрантов по профессии (должности) не указанной в патент или разрешении на работу. К числу тех, кто будет указывать вариант ответа «не относится, не требуется» следует отнести организации, привлекающие мигрантов, которым не требуются разрешительные документы (к таким относятся иностранцы перечисленные в пункте 4 статьи 13 Закона, а также граждане государств-членов ЕАЭС: Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии), а также тех кто работает на основании патентов, но должность в них не указывается.

Вопрос № 7 имеет отношение лишь только к тем, кто привлекает иностранных высококвалифицированных специалистов в порядке, определенном статьей 13.4 Закона (в разрешении на работу таких иностранцев в графе «особые отметки» указано: «высококвалифицированный специалист». Организации, в штате которых такие работники отсутствуют опять же выбирают вариант «не относится, не требуется».

Вопрос № 8 актуален только для тех, кто принимает на работу иностранных студентов, обучающихся по очной форме обучения и получивших разрешение на работу в порядке статьи 13.4 Закона (в разрешении на работу в графе «особые отметки» указано: «В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ». Все остальные компании используют при ответе вариант «не относится, не требуется».

Вопрос № 9 касается организаций, привлекающих в качестве персонала иностранцев, работающих на основании патентов или разрешений на работу и случаев, когда аннулирование или окончание срока действия разрешительного документа требуют расторжения заключенного договора [5].

Вопрос № 10. А вот тут уже интереснее. Вариант ответа «не относится, не требуется» будут выбирать компании, не привлекающие граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Вариант ответа «нет» ориентирован на тех, у кого трудоустроены иностранные граждане из перечня, содержащегося в пункте 4 статьи 13 Закона. Из-за формулировки вопроса скорее всего именно ответы на него будут вызывать недоумение проверяющих и необходимость дополнительных разъяснений со стороны организации.

Что касается Проверочного листа по форме, утв. Приложением № 2 к Приказу, то он затрагивает лишь образовательные организации, тюрьмы, больницы, гостиницы, ночлежки и тех, кто осуществляет постановку на учет по месту пребывания иностранных граждан, получивших вид на жительство и работающих вахтовым методом [6].

[1] Дополнительно смотрите опубликованный ранее материал : Новые правила проведения проверок в отношении иностранных работников

[2] https://мвд.рф/folder/9114230

[3] Подробнее смотрите опубликованный ранее материал: Особенности оформления иностранцев в филиалах, представительствах и дочерних организациях иностранных компаний, зарегистрированных на территориях государств - членов ВТО. 

[4] Подробнее смотрите опубликованный ранее материал: Новое в судебной практике по вопросу уведомлений о заключении и расторжении договоров с иностранными гражданами

[5] Дополнительно смотрите опубликованный ранее материал: Увольнять или отстранять иностранного работника при истечении срока действия патента

[6] Подробнее смотрите опубликованный ранее материал: Особенности постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан, работающих вахтовым методом. В каких случаях в компании ведется журнал учета иностранных работников?

Внесены изменения в Перечень "Цели поездок", испол...
«Государственное управление на Урале»

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
23.03.2019
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Календарь

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Последние записи

Последние коментарии

Руслан Новые правила продления срока пребывания иностранных граждан
06 марта 2019
Ваша статья мне очень помогла, спасибо! Местный УФМС оказывается живет по законам 2014 года, и хочет...
Malek Указание в патенте должности. Ответственность за работу по должности, не указанной в патенте.
21 января 2019
Доброго дня. В Волгоградской области тоже есть : ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 марта 2015 года N 211 ОБ УКАЗА...
Володин Евгений Владимирович Вводится обязанность принимающей стороны уведомлять об убытии иностранного гражданина из места пребывания
11 октября 2018
То, что Вы нашли - это хорошо. Вопрос только в том, а что это? Пока не утвержден порядок и форма уве...
Родион Вводится обязанность принимающей стороны уведомлять об убытии иностранного гражданина из места пребывания
09 октября 2018
это было сложно я нашел: https://zashtatom.ru/novosti/utverzhdena-vremennaya-forma-uvedomleniya-ob-u...
Вася Новые правила продления срока пребывания иностранных граждан
02 октября 2018
...в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания...В приказе всего ТРИ пункта...

Случайные записи