Проверочные листы МВД России. Особенности применения.

20190307-052820..03.2019

Приказом МВД России от 29.01.2019г. № 42 утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при проверке соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, привлекающими к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются принимающей или приглашающей стороной. С текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201902280021

Напомню, что использование проверочных листов при проведении плановых проверок [1] обязательно и регламентировано частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 6 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. № 1162 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции". Согласно Письму Генеральной прокуратуры РФ от 9 февраля 2018 г. N 76/2-156-2018 «если проверочные листы не утверждены, а обязанность их использования предусмотрена положением о виде государственного контроля (надзора), в ходе его осуществления не допускается проведение плановых проверок». Вместе с тем, МВД России по итогам 11 месяцев работы в 2018 году отрапортовало о проведении 855 плановых проверок [2].

Таким образом, в настоящее время у органов МВД России появилась возможность проводить плановые проверки на законных основаниях.

Что из себя представляют проверочные листы?

Проверочный лист по форме, утв. Приложением № 1 к Приказу применяется при проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекающих к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан и содержит варианты ответов «да», «нет», «не относится, не требуется», а также ссылки на нормы законодательства, соблюдение положений которых собственно проверяются.

Очевидно, предполагается, что ответ «нет» будет означать нарушение положений действующего законодательства и привлечение к административной ответственности.

Разберем на практике порядок заполнения проверочного листа применительно к сформулированным в нем вопросам.

Вопрос № 1 имеет отношение к организациям, привлекающим иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы (квотники, внеквотники, граждане Франции и Южной Кореи, привлекаемые в рамках двусторонних соглашений), для найма которых требуется получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников. Следовательно, организации, работающие с мигрантами, не относящимся к данным категориям, будут выбирать в качестве ответа «не относится, не требуется». Так же будут поступать те, у кого иностранцы не работают в принципе.

Вопрос № 2 касается всех без исключения и направлен на выявление фактов уклонения работодателей (заказчиков работ/услуг) от оформления отношений с иностранными гражданами. Вариант ответа «не относится, не требуется» будут выбирать те, у кого мигранты не работают.

Вопрос № 3 согласно приведенным ссылкам на нормы Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) относится к тем, у кого работают:

  • иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы (квотники, внеквотники, граждане Франции и Южной Кореи, привлекаемые в рамках двусторонних соглашений);
  • иностранные высококвалифицированные специалисты (вне зависимости от гражданской принадлежности);
  • иностранные граждане, работающие в России на основании патентов (граждане Азербайджана, Молдовы, Узбекистана, Украины, Таджикистана, неграждане Латвии и Эстонии - апатриды);
  • иностранные студенты, обучающиеся по очной форме обучения (имеющие право на получение разрешения на работу в порядке статьи 13.4 Закона;
  • иностранные граждане, вне зависимости от гражданской принадлежности, имеющие право на получение разрешения на работу в порядке статьи 13.5 Закона [3].

Соответственно те, кто привлекает иностранных граждан, не относящихся к указанным выше категориям выбирают ответ «не относится, не требуется».

Вопрос № 4 имеет отношение ко всем организациям, привлекающим иностранных граждан. Исключение составляют те, у кого работают одни только граждане Республики Беларусь [4]. Именно они и будут использовать вариант ответа «не относится, не требуется».

Вопрос № 5 ориентирован на организации, привлекающие иностранных граждан, работающих в России на основании патентов и разрешений на работу. Следовательно те, кто работает с мигрантами, которым не требуются разрешительные документы (к таким относятся иностранцы перечисленные в пункте 4 статьи 13 Закона, а также граждане государств-членов ЕАЭС: Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии) в выборе ответа используют вариант «не относится, не требуется».

Вопрос № 6 опять же ориентирован на организации, привлекающие иностранных граждан, работающих в России на основании патентов и разрешений на работу и нацелен на выявление нарушений связанных с работой мигрантов по профессии (должности) не указанной в патент или разрешении на работу. К числу тех, кто будет указывать вариант ответа «не относится, не требуется» следует отнести организации, привлекающие мигрантов, которым не требуются разрешительные документы (к таким относятся иностранцы перечисленные в пункте 4 статьи 13 Закона, а также граждане государств-членов ЕАЭС: Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии), а также тех кто работает на основании патентов, но должность в них не указывается.

Вопрос № 7 имеет отношение лишь только к тем, кто привлекает иностранных высококвалифицированных специалистов в порядке, определенном статьей 13.4 Закона (в разрешении на работу таких иностранцев в графе «особые отметки» указано: «высококвалифицированный специалист». Организации, в штате которых такие работники отсутствуют опять же выбирают вариант «не относится, не требуется».

Вопрос № 8 актуален только для тех, кто принимает на работу иностранных студентов, обучающихся по очной форме обучения и получивших разрешение на работу в порядке статьи 13.4 Закона (в разрешении на работу в графе «особые отметки» указано: «В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ». Все остальные компании используют при ответе вариант «не относится, не требуется».

Вопрос № 9 касается организаций, привлекающих в качестве персонала иностранцев, работающих на основании патентов или разрешений на работу и случаев, когда аннулирование или окончание срока действия разрешительного документа требуют расторжения заключенного договора [5].

Вопрос № 10. А вот тут уже интереснее. Вариант ответа «не относится, не требуется» будут выбирать компании, не привлекающие граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Вариант ответа «нет» ориентирован на тех, у кого трудоустроены иностранные граждане из перечня, содержащегося в пункте 4 статьи 13 Закона. Из-за формулировки вопроса скорее всего именно ответы на него будут вызывать недоумение проверяющих и необходимость дополнительных разъяснений со стороны организации.

Что касается Проверочного листа по форме, утв. Приложением № 2 к Приказу, то он затрагивает лишь образовательные организации, тюрьмы, больницы, гостиницы, ночлежки и тех, кто осуществляет постановку на учет по месту пребывания иностранных граждан, получивших вид на жительство и работающих вахтовым методом [6].

[1] Дополнительно смотрите опубликованный ранее материал : Новые правила проведения проверок в отношении иностранных работников

[2] https://мвд.рф/folder/9114230

[3] Подробнее смотрите опубликованный ранее материал: Особенности оформления иностранцев в филиалах, представительствах и дочерних организациях иностранных компаний, зарегистрированных на территориях государств - членов ВТО. 

[4] Подробнее смотрите опубликованный ранее материал: Новое в судебной практике по вопросу уведомлений о заключении и расторжении договоров с иностранными гражданами

[5] Дополнительно смотрите опубликованный ранее материал: Увольнять или отстранять иностранного работника при истечении срока действия патента

[6] Подробнее смотрите опубликованный ранее материал: Особенности постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан, работающих вахтовым методом. В каких случаях в компании ведется журнал учета иностранных работников?

Внесены изменения в Перечень "Цели поездок", испол...
«Государственное управление на Урале»

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
09.12.2019
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Календарь

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Последние записи

Последние коментарии

Гость Новый порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации
12 ноября 2019
Доброго дня!Почему при подачи документов на ВНЖ (по родителям) затребовали оригинал паспорта родите...
Maria Khachaturova Новый порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации
16 сентября 2019
Добрый день! Спасибо за развёрнутый комментарий! Подскажите, где можно найти список документов для В...
Ната Что делать если: ВКС получил разрешение на временное проживание
13 августа 2019
Добрый день! Спасибо за детальное разъяснение. Скажите, пожалуйста, а что происходит с визой супруг...
Larisa Гражданство по новому
24 июля 2019
Добрый день!Подскажите как быть если в УФМС все же требуют предоставить от отказ от гражданства, при...