Запрос объяснения: типичные ошибки и важные нюансы

Запрос объяснения: типичные ошибки и важные нюансы

При нарушении трудовой дисциплины, работодатель вправе запросить с него объяснение, чтобы выяснить причину и определить меру наказания. Важно знать, что такой запрос требует соблюдения определенных правил, которые позволят работодателю провести процедуру правильно и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства. В этой статье мы разберем все основные нюансы при запросе объяснения, а также подробно разберем основные ошибки, которые допускает работодатель в данной процедуре.

Ошибка 1. Запрос объяснения в неподходящий период

Трудовой кодекс не содержит конкретной информации по срокам или периодам, в которые нельзя запрашивать объяснения с работников. Однако существуют периоды, которые не позволяют правомерно запросить объяснение. К таким периодам в некоторых случаях относят нахождение работника в отпуске или на больничном. Как следует из п. 7 Обзора, утв. Президиумом ВС 09.12.2020, с работника нельзя требовать взыскание в момент, когда он нетрудоспособен или находится в отпуске. На практике различные суды занимали разные позиции по этому вопросу.

В одном случае суд считает, что запрашивать объяснение можно в любой период, в том числе, во время отпуска или больничного у работника, но предоставить объяснение он может только не позднее двух рабочих дней с момента окончания отпуска или больничного. Такой пример можно увидеть в определении Шестого КСОЮ от 25.05.2023 по делу № 88-9970/2023.

Другой суд утверждает, что запрос объяснения в данные периоды, не имеет юридической силы сам по себе, так как работник освобожден от любых рабочих обязанностей, в том числе, от каких-либо рабочих запросов. В данном случае учитываться будет только запрос, сделанный в первый рабочий день сотрудника после выхода на работу. Эту точку зрения, например, можно наблюдать в определении Шестого КСОЮ от 18.02.2021 по делу № 88-4060/2021.Так или иначе, для работодателя это значит, что самым надежным методом в данной ситуации будет запросить или продублировать запрос объяснения именно в первый рабочий день после выхода работника с отпуска или больничного. После подачи такого запроса у работника есть 2 рабочих дня, чтобы ответить работодателю и предоставить объяснение.

Этот материал PROF-POST входит в подписку на канал «Кадровый вопрос»
Консультации

Команда экспертов обладает широким профессиональным опытом и знаниями в различных отраслях, что позволяет нам предоставлять индивидуальный подход к каждому клиенту.

Видеоматериалы

Полезные видеоматериалы от ведущих экспертов, представленные в нашей ленте - это уникальный ресурс, который позволяет получать ценные знания и опыт от настоящих профессионалов в различных отраслях.

Семинары

Мы гарантируем проведение не менее четырёх семинаров в год. Каждый семинар будет проводиться квалифицированными экспертами, имеющими богатый опыт работы в своей сфере.

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение