Делегирование, решения, ситуационный анализ: задачи, приемы, технологии

20190326-055539

Третья статья в направлении успешного делегирования в работе эффективного руководителя. В первую очередь, она обусловлена тем, что, помимо необходимости для руководителя высвобождения времени для стратегического и оперативного планирования, необходимо разгружать себя по примеру Генри Форда, так ещё необходимо уметь принимать правильные решения по этому поводу, и не ошибиться. А вот проверить на состоятельность принятое решение – это более высокий уровень эффективности руководителя. Чтобы помочь подняться на данный уровень, предлагаю вам несколько простых, но действенных инструментов по проверке принятых решений.

Цель — научить участников системно работать с информацией и принимать управленческие решения.

Основная задача ситуационного анализа — грамотно, без домыслов работать с информацией.

Технология №1. «Колесо»

Шаг первый: «Туманная ситуация».

Основная задача — описать проблему так, как вы себе ее представляете на данный момент. Здесь можно излагать собственные домыслы, опасения, чувства, даже приходящие в голову варианты решения. Основная ловушка этого этапа — поиск решения, принятие решения.

Описав проблему, вы обобщаете информацию: «Итак, на первый взгляд, проблема заключается в том-то. На данном этапе я собираюсь решать ее так-то». Это - «туманная формулировка» проблемы.

Шаг второй — «Поиск фактов».

Задача этого шага — дать несколько четких ответов на вопросы:

  • В чем конкретно проявляется проблема?
  • Что я о ней знаю?
  • Что о ней знают другие?
  • Чего я о ней не знаю? Какой информации мне не хватает?

Шаг третий — «Определение проблемы».

Ваша задача на этом шаге — дать проблеме позитивную формулировку.

Приведите несколько вариантов ответа на два вопроса:

  • Почему я столкнулся с этой проблемой?
  • Что будет, когда у меня этой проблемы не станет?

Ответ на последний вопрос (что будет, если проблемы не станет?) — это образ решенной проблемы. Вам нужно соотнести образ решенной проблемой с вероятными причинами ее появления.

Шаг четвертый — «Создание поля идей».

Это мозговой штурм. Все посетившие вас идеи необходимо записывать, не критикуя и не оценивая их реалистичность. Ваша задача — набрать как можно больше идей. В конце этого шага у вас должно измениться настроение — появится чувство перспективы.

Шаг пятый — «Оценка и отбор».

Задача шага — определить критерии отбора идей и оценить реалистичность каждой их них по выделенным критериям. Оставьте 2— 3 рабочие идеи.

Шаг шестой — «Образ решения».

Задача шага — продумать сценарий практической реализации наиболее реалистичной идеи. Описать мероприятия, шаги, которые вам предстоит сделать на пути решения.

Шаг седьмой — «Составление плана действий».

Задача шага — составить конкретный и четкий план действий, направленный на практическое воплощение выбранного сценария. Для удобства заполняется таблица.

Шаг восьмой — «Действия и их оценка».

Это шаг практической реализации и последующей оценки действий. После достижения результата полезно задать себе несколько вопросов:

  • Достигнут ли ожидаемый результат?
  • Какие трудности встретились в процессе реализации сценария?
  • Все ли трудности были учтены вначале? Если нет, то почему?
  • Какие интересные открытия были сделаны в процессе реализации сценария?
Чему вас может научить этот опыт?

 
Что нужно сделать?
Список мероприятий, действий, необходимых для реализации задуманного
Кто будет этим заниматься?
Возле каждого мероприятия (действия) появляется ответственное лицо
Когда это нужно сделать?
Возле каждого мероприятия проставляются конкретные сроки исполнения
Каким образом это делать?
Возле каждого мероприятия выписываются необходимые средства, ресурсы, схемы действий
Где?
Обозначается место проведения мероприятия (или действия)

Упражнение 1

Вспомните нерешенную проблемную ситуацию. Проанализируйте ее при помощи технологии колеса, занося информацию в таблицу.

Шаг Информация
1.Туманная ситуация На первый взгляд, проблема заключается ...
2. Поиск фактовВ чем конкретно проявляется проблема?  
Что я о ней знаю?  
Что о ней знают другие?
 
Чего я о ней не знаю?
Какой информации мне не хватает?
3. Определение проблемыПочему я столкнулся с этой проблемой?   Что будет, когда у меня этой проблемы не станет?
4. Создание поля идей Что можно сделать, чтобы решить эту проблему?
5. Оценка и отборПо каким критериям я буду отбирать рабочие идеи? Рабочими идеями являются: …
6. Образ решения Что нужно сделать, чтобы рабочая идея была реализована?
7. ПланКто мне поможет? Когда это лучше делать? Какие ресурсы нужно привлечь?
8. Выводы

Технология №2. «Три сундука»

Нужно последовательно наполнить информацией три сундука.

Чтобы наполнить первый сундук, нужно ответить как можно подробнее на вопрос: «Если мы идем по этому пути, если мы принимаем это решение, какие неприятности и ущербы, в принципе, могут нас ожидать?»

Чтобы наполнить второй сундук, нужно оценить реальную угрозу каждого риска, содержащегося в первом сундуке, сформировать возможный «негативный сценарий» развития событий:

  • Что нам грозит, если случится, произойдет...? или: Что самое страшное может произойти, если...?
  • Насколько реально, что произойдет это?

Третий сундук заполняется «противоядиями». Методом мозгового штурма вам нужно найти способы защиты и противодействия «негативным сценариям»:

  • Что можно сделать, если произойдет, случится это...?
  • Есть ли у нас ресурсы или страховка, если произойдет...?

Если «противоядие» не найдено для 70% «негативных сценариев», то потенциальное решение чрезвычайно рискованно. 30% риска допустимо. Однако бывают ситуации и решения, по отношению к которым справедливо и актуально крылатое выражение: «Риск — благородное дело».


Упражнение 2

Вспомните ситуацию, требующую оценки рисков, и заполните последовательно три сундука.

Первый сундук
(наполняется рисками)
Что плохого, в принципе, может произойти?
Второй сундук
(наполняется реальными угрожающими сценариями развития событий)
Какие из рисков действительно реальны?  
Каким может быть самый деструктивный сценарий реализации реальных рисков?
Третий сундук
(наполняется «противоядиями»)
Что можно сделать, чтобы предотвратить деструктивное развитие событий или противостоять ему?
Ваше решение
ВыводыЧему меня научила работа с технологией "трех сундуков"?

Технология №3. «Лестница»

Чтобы подняться по лестнице, нужно последовательно пройти пять ступенек.

Первая ступенька: Что это такое: ______________________________? (Нужно записать как можно больше вариантов ответов.)

________________________________________________________________________________________________________________________________

Вторая ступенька: Что вы имели в виду? (Нужно записать комментарии к каждому варианту ответа.) _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Третья ступенька: В чем различия? (Нужно зафиксировать принципиальные отличия в комментариях). __________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Четвертая ступенька: В чем сходство? (Нужно зафиксировать принципиальные сходства в комментариях.) ______________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Пятая ступенька: Новое общее определение. (Нужно составить развернутое общее определение понятия с учетом и различия и сходства в комментариях.) _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 3

Инструкция. Разделитесь на три группы. С использованием технологии «Лестница»:

  • первая группа формирует рабочее определение понятия «_____________________________»;
  • вторая группа формирует рабочее определение понятия «_____________________________»;
  • третья группа формирует рабочее определение понятия «_____________________________».

​Ступени  ​Определения
​Первая ступень  Что для вас __________________ (например, Лояльность) - это... (как можно больше вариантов ответов)
​Вторая ступень Что я имею в виду, когда говорю:  «____________________________» - это...?
​Третья ступень Какие принципиальные различия есть в этих формулировках?
Например, с одной стороны «___________________» понимается как...  
с другой стороны «_________________» понимается как...  
с третьей стороны «_________________» понимается как...
​Четвертая ступень Какие принципиальные сходства есть в формулировках? Например, в нескольких случаях «_________________» понимается как...
​Пятая ступень Рабочее определение понятия
​Выводы 

Успехов в принятии решений и их оценке!

Поделиться:

Порядок внутреннего консалтинга и аудита операцион...
Новые правила миграционного учета иностранных рабо...
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
25.02.2020
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Календарь

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Последние записи

Последние коментарии

Гость Новый порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации
12 ноября 2019
Доброго дня!Почему при подачи документов на ВНЖ (по родителям) затребовали оригинал паспорта родите...
Maria Khachaturova Новый порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации
16 сентября 2019
Добрый день! Спасибо за развёрнутый комментарий! Подскажите, где можно найти список документов для В...
Ната Что делать если: ВКС получил разрешение на временное проживание
13 августа 2019
Добрый день! Спасибо за детальное разъяснение. Скажите, пожалуйста, а что происходит с визой супруг...
Larisa Гражданство по новому
24 июля 2019
Добрый день!Подскажите как быть если в УФМС все же требуют предоставить от отказ от гражданства, при...