Этапы становления руководителя

Этапы становления руководителя

Чтобы быть успешным в современном мире, руководитель должен быть не только компетентным управленцем, но и лидером, тем человеком, который инициирует изменения и ведёт за собой других, показывая пример, как эффективно работать в условиях постоянных изменений и неопределённости. То есть чтобы регулярно добиваться результатов, всякий руководитель должен пройти путь от просто менеджера до творца, который всё время работает над собой, выбирает направление роста своей компании и создаёт условия для развития своих сотрудников. Итак, какие этапы включает этот путь.

Новичок

Конечно, это руководитель, который только что получил должность и занимает её непродолжительное время (от нескольких месяцев до года или двух). Хотя возможны ситуации, когда человек застревает на первой стадии на 3 или 5 лет, что происходит в силу внутренних (самого управленца всё устраивает: он хорошо сидит) или внешних причин (такой менеджер зачем-то нужен вышестоящему руководителю или собственнику бизнеса, хотя подобные случаи встречаются всё реже).

Руководителю-новичку свойственны следующие черты:

  • не имеет личного опыта руководства, с управленческими процессами знаком только в теории;

  • сосредоточен на рутинных и оперативных задачах, считая их основой своей работы;

  • боится делегировать, из-за чего трудится за подчинённых и постоянно выбивается из графика;

  • составляет планы на короткие промежутки времени (от дня до недели), поскольку пока не может мыслить стратегически;

  • спокойно относится к излишне самостоятельным сотрудникам;

  • постоянно пытается оптимизировать свою работу и работу своих подчинённых, а поскольку с нюансами бизнес-процессов новичок, как правило, знаком плохо, то получается ситуация, похожая на историю левши: блоху подковал, но танцевать она перестала. Вот почему инициативы начинающих руководителей лучше не воплощать в жизнь.

При верно настроенной системе адаптации руководитель пройдёт этот этап быстро и безболезненно (для самого себя, своих подчинённых и компании). Если же он останется один на один с вызовами новой должности, то может наломать дров и так и не перейти на следующий этап развития, поскольку усомнится в себе. Поэтому новичкам в начале их карьерного пути нужна поддержка.

Любитель

Это руководитель, имеющий опыт управления, однако его результаты пока не дотягивают до плановых. Часто дилетант не берёт на себя ответственность за собственные промахи, перекладывая её на подчинённых, вышестоящих начальников, нерадивых деловых партнёров и т. д. Другие черты, свойственные руководителям, которые находятся на этом этапе развития:

  • делегирует задачи, если не хочет выполнять их самостоятельно;

  • видит суть своей работы в борьбе с топ-менеджментом, саботируя его инициативы;

  • сохраняет лицо перед своими сотрудниками, стараясь быть для них хорошим, невзирая даже на ущерб делу: у таких руководителей план выполняется в среднем на 2/3;

  • лоялен к тем подчинённым, кто поддерживает его во всём;

  • составляет планы обычно на неделю-две, иногда на месяц: не видит смысла планировать на более долгие сроки;

  • вносит оптимизаторские решения, подсмотренные на стороне, даже если компании они не подходят. Поэтому их нельзя претворять в жизнь.

Безусловно, всякому руководителю нужно поддержка, чтобы миновать или максимально быстро пройти этот этап становления, поскольку если человек на нём застрянет, то вернуть его на путь истинный будет сложно.

Специалист

Такой управленец в кресле руководителя чувствует себя как рыба в воде, поскольку он:

  • понимает, что результаты его работы и работы его подчинённых – это только его ответственность, поэтому стремится их сохранять и улучшать;

  • считает, что его главная цель – сделать план, а значит, поддержать своих сотрудников, на плечах которых и лежит основная работа по его выполнению;

  • составляет планы на месяц, квартал, год и дольше как для себя, так и для своего подразделения;

  • выполняет план полностью, а иногда и перевыполняет;

  • осваивает новые инструменты менеджмента и внедряет их в свою работу;

  • вносит и реализует грамотные рационализаторские предложения, касающиеся его подразделения;

  • обучает сотрудников, при необходимости участвует в адаптации новичков;

  • делегирует многие задачи, однако всё самое интересное по-прежнему оставляет себе;

  • лоялен ко всем сотрудникам, к топ-менеджменту, к компании в целом.

Руководители на этом этапе развития работают эффективно, однако у них остаётся зона для роста.

Профессионал

Для большинства управленцев это финальный этап развития, которого достаточно для долгой эффективной работы на руководящей должности, поскольку такой менеджер уже обладает:

  • большим успешным опытом в управлении;

  • владеет инструментами достижения и превышения запланированных показателей;

  • делегирует рутинные, оперативные и тактические задачи, оставляя себе стратегические – работу над внедрением изменений, развитием сотрудников, улучшением бизнес-процессов;

  • планирует не менее чем на полгода и регулярно корректирует планы, учитывая внутренние изменения в компании и тенденции изменения внешней среды;

  • сотрудничает с руководителями других подразделений на всех этапах работы;

  • понимает систему управления компанией, учитывает её сильные и слабые стороны;

  • лоялен к ценностям компании;

  • принимает участие в планировании развития компании в целом. Его идеи обсуждаются и берутся в работу.

Вдохновитель

Это профессионал, который является безусловным авторитетом для подчинённых. К нему обращаются за советами не только делового, но личного свойства (как усилить свои hard и soft skills, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации и под.).

Легенда

Таких руководителей единицы. Их имена вписаны в историю бизнеса, науки, искусства и т. д. Они меняют мир и делают нашу повседневную жизнь проще, удобнее и интереснее. Здесь можно говорить о таланте к управлению. Это гении менеджмента. Ими не становятся, ими рождаются.

Итак, современный руководитель – это человек, который, проходя описанные этапы развития, создаёт себя сам, а по пути совершенствует бизнес-процессы и помогает развиваться своим подчинённым и своим коллегам-управленцам, стоящим ниже и/или выше на иерархической лестнице.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение