Начинающий руководитель: что он должен уметь

Начинающий руководитель: что он должен уметь

На управленческий пост обычно назначают лучшего сотрудника отдела, который является экспертом в своей профессиональной области, иногда приглашают работника из другого подразделения или находят специалиста на рынке труда. В любом случае если это первая руководящая должность в карьере человека, он должен понимать, с какими проблемами может столкнуться, какие свои и чужие страхи преодолеть и от каких стереотипов избавиться. Чтобы выполнить все названные задачи, уже на старте управленческой карьеры всякий руководитель должен обладать минимальным набором менеджерских навыков. Рассмотрим его.

Первое, что должен уметь начинающий менеджер – это руководить самим собой, то есть грамотно распределять собственные силы и время, а также занимать проактивную позицию – брать на себя ответственность, самостоятельно определять вектор своего профессионального и личного развития, смело решать неприятные задачи, не откладывая их в долгий ящик. И, самое главное, руководитель должен быть уверен в себе, в людях, работающих под его началом, и в продукте, который он создаёт вместе со своими сотрудниками. Так что если управленец не может организовать свою деятельность или не чувствует сил руководить, то это станет проблемой, как для него, так и для его подчинённых, а также для всей компании.

Второе важное умение – это способность планировать свою и чужую деятельность на день, на неделю, на месяц и далее. Для этого нужно, во-первых, понимать, куда и зачем идёте вы и ваша команда, допустим, ваша задача – увеличить продажи на 10 % в течение календарного года, а во-вторых, грамотно расставлять приоритеты, в чём помогут матрица Эйзенхауэра, принцип Парето и другие управленческие инструменты.

Третий навык – это разумный контроль, находящийся на золотой середине между микроменджментом и попустительством. Держаться этой середины поможет, во-первых, принцип «Руководитель говорит, что и к какому сроку нужно сделать, а подчинённый сам решает, как выполнить эту задачу», а во-вторых, отношение к контролю не как к инструменту проверки и наказания, а как к одному из способов помочь, когда это необходимо, но человек боится или стесняется попросить о помощи.

Четвёртое умение – это способность сохранять дружеские отношения с подчинёнными без ущерба общему делу. Её вполне можно назвать искусством. Ведь часто бывает так, что начинающий управленец получает под своё начало специалистов, с которыми ещё вчера стоял на одной ступени корпоративной иерархии и общался запросто, без субординации и особенных ритуалов.

Если же начинающий управленец приходит в коллектив извне, то его задача усложняется, ведь ему в первую очередь нужно познакомиться с подчинёнными, понять, кто и на что способен, а также показать себя с лучшей стороны и завоевать авторитет, что, возможно, позволит установить с коллегами дружеские отношения.

Ещё более сложная ситуация, когда одним из подчинённых нового руководителя становится его вчерашний начальник. Здесь менеджеру нужно сохранять спокойствие и проявлять деликатность, но при этом не попустительствовать бывшему управленцу и не давать ему поблажек.

Пятый навык – умение делегировать. Поначалу многие руководители-новички стремятся всё делать сами, поскольку либо не могут/не умеют ставить задачи другим, либо не доверяют им. Действительно, объяснить другому человеку, что он должен сделать не всегда просто, вернее всегда непросто, особенно когда горят сроки, однако нужно приучить себя доверять, но проверять подчинённого и поддерживать его, а не выполнять задачи вместо него, тем более что у руководителя объективно нет времени заниматься многими мелочами. Да и задача управленца – достичь поставленных целей вместе с командой, а не вместо неё.

Но здесь руководитель обязан понимать, что не должен кидаться в другую крайность и делегировать вообще всё, оставляя себе только разработку стратегии. Ведь, передавая часть своих задач сотрудникам, руководитель позволяет им профессионально и личностно расти, а оставляя некоторые задачи себе, он сохраняет связь с коллективом и держит руку на пульсе, не теряя из виду важные детали. Да и объективно невозможно постоянно заниматься стратегией. Это слишком большая интеллектуальная и моральная нагрузка.

Шестой навык – давать обратную связь. Подробно о том, как это правильно делать, можно прочитать в отдельных больших статьях здесь и здесь. Я же отмечу, что не стоит подменять обратную связь, во-первых, постоянной похвалой – заслуженной, а тем более незаслуженной, а во-вторых, бесконечным повышением боевого духа команды, то есть всегда говорить только о хорошем и замалчивать проблемы и недоработки, ведь именно решение проблем и устранение недоработок позволяет команде оставаться командой, а каждому её члену расти профессионально и личностно, а в-третьих, считать, что недовольство по поводу и без – это и есть обратная связь.

Седьмой навык – фокусироваться на развитии людей, а не только на результате. Каждая новая решённая нестандартная задача – это плюс к знаниям, умениям и навыкам каждого сотрудника. Да и нерешённая – это тоже плюс, потому что даёт ценный опыт.

Правда, из этой ситуации есть неприятное следствие: многие специалисты, достигнув определённого уровня развития, покидают команду либо сами становятся руководителями, либо переходят в смежную сферу деятельности, либо и вовсе открывают свой бизнес и т. д. Руководителю нужно принять это следствие как неоспоримый факт и не стараться удерживать того, кто собирается уйти. Он всё равно это сделает. Зато здесь есть и два приятных следствия: первое – в команду, которая позволяет специалистам расти, стремятся попасть перспективные новички, второе – таким образом руководитель способствует развитию того сегмента рынка, в котором работает. Чем больше профессионалов трудится в той или иной отрасли, тем лучше для этой отрасли, а также для всей экономики.

Здесь важно отметить один поднавык – умение радоваться за своих сотрудников, а не завидовать им. Руководителю может помочь мысль о том, что успех сотрудника – это и его успех тоже.

Восьмой навык – подбирать нужных людей. И это можно назвать искусством, потому что выбор часто опирается не на рациональный анализ, а на интуитивные ощущения, которые даже сам руководитель не в силах себе объяснить. Так вот, здесь лучше верить «чуйке»: если чувствуете, что человек вам не подходит, не нанимайте его или не берите в команду. Плюс, не стоит бояться брать людей, которые профессионально или личностно в чём-то превосходят вас. Рядом с таким человеком вырастете и вы, и ваши сотрудники. Да и это положительно скажется на вашей управленческой репутации.

Кстати, здесь нужно отметить ещё одно бесценное умение – расставаться со слабыми или плохими специалистами. Конечно, каждому нужно давать шанс вырасти над собой, однако если человек его не использует, с ним необходимо спокойно прощаться.

Девятый навык – это умение признавать свои ошибки, управленческие и профессиональные. В списке он последний потому, что, пожалуй, самый важный, ведь без ошибок невозможны обучение и развитие.

Таким образом, главные навыки начинающего руководителя – это способности к самоорганизации и к саморазвитию. Вместе с таким руководителем растёт его команда, а под его началом бизнес расширяется и процветает.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение